Плановый фонд заработной платы рабочих-повременщиков можно определить из выражения

ФЗПпов =

где Тч — часовая тарифная ставка рабочего-повременщика 1-го разряда;

Ni — численность рабочих-повременщиков i-гo разряда;

Фпл.i — плановый фонд рабочего времени рабочего i-гo разряда.

Фонд заработной платы руководителей, специалистов и служащих определяется по должностным окладам путем умножения месячного оклада каждой группы работников на число месяцев в году и на число работников в группе.

На некоторых предприятиях стали применяться бестарифные системы оплаты труда, т.е. устанавливаются коэффициенты, показывающие соотношение оплаты i-гo работника и минимального размера оплаты труда.

Определив на каждого работника (рабочее место) конкретное значение его коэффициента оплаты труда по сравнению с минимальным по предприятию, можно рассчитать размер заработной платы по следующей формуле:

Зi = Кi

где 3i — заработная плата i-ro работника, руб.;

Кi — коэффициент i-ro работника;

— сумма коэффициентов по всемработникам;

Ф — объем средств, выделенных на оплату труда.

При определении конкретной величины Кi для каждой группы работников разрабатываются свои критерии. Каждый работник должен знать, за какие достижения или улучшения в работе и в какой мере значение его коэффициента будет увеличено или снижено.

При бестарифной системе заработная плата отдельного работника является его долей в общем фонде оплаты труда коллектива. Она зависит от квалификационного уровня работника, отработанного времени и коэффициента, учитывающего личный вклад работника в общие результаты работы подразделения.

Квалификационный уровень определяется делением заработной платы отдельных работников на сложившийся на предприятий минимальный уровень оплаты труда.

На предприятии, как правило, определяют несколько квалификационных групп. При отнесении рабочего или специалиста к той или иной квалификационной группе принимается во внимание не только квалификационный уровень, рассчитанный на основе заработной платы, но и соответствие работника профессиональным требованиям, а также конкретные должностные обязанности. Выполнение работ более высокой квалификационной группы может служить основанием для перевода конкретного работника в эту группу и присвоения ему соответствующего квалификационного уровня.

Важным элементом бестарифной системы оплаты труда выступает коэффициент учета личного вклада работника в общие результаты. Этот коэффициент фиксирует лишь отклонения от нормального уровня работы. Коэффициент трудового участия определяется для всех членов трудового коллектива. Подразделения предприятия сами определяют набор показателей, влияющих на КТУ работника.

Наиболее эффективной формой регулирования заработной платы лиц наемного труда является многоуровневая договорная (контрактная) система. Она позволяет с достаточной полнотой отразить при определении условий оплаты интересы как работодателя, так и наемных работников.

Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме при найме работника.

Преимущество письменной формы заключается в том, что все условия договора (контракта) фиксируются в данном акте, обязательном для обеих сторон. Письменная форма договора (контракта) повышает гарантии сторон в реализации достигнутых договоренностей по важнейшим условиям труда.

Контрактные формы найма и оплаты труда позволяют отразить многие вопросы, которые нельзя оговорить при заключении бессрочного трудового договора.

Главной целью введения контрактной системы оплаты труда является нацеливание работников на достижение высоких конечных результатов труда, а также повышение их ответственности за порученное дело. Контракты могут заключаться с руководителями, специалистами, а также с рабочими.

Как правило, в контрактах отражаются размер оплаты труда, порядок ее определения и ряд других вопросов. По соглашению сторон в трудовом договоре могут быть предусмотрены различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность, за отклонения от нормальных условий труда и др. В контракте могут найти отражение вопросы предоставления служебного транспорта дополнительного отпуска, жилой площади и др.


Тема 6 ИНВЕСТИЦИИ И КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ

1. СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Под инвестициями в широком смысле понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей (реальные), а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов (портфельные).

Капитальные вложения предприятия — это затраты на: строительно-монтажные работы при возведении зданий и сооружений; приобретение, монтаж и наладку машин и оборудования; проектно-изыскательские работы; содержание дирекции строящегося предприятия; подготовку и переподготовку кадров; затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством и др.

Для учета, анализа и других целей капитальные вложения на предприятии классифицируются по целому ряду признаков.

По направлению использования капитальные вложения классифицируются на производственные и непроизводственные.Производственные капитальные вложения направляются на развитие предприятия,непроизводственные — на развита социальной сферы.

По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения;

• на новое строительство;

• на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий;

• на расширение действующих предприятий;

• на модернизацию оборудования.

По источникам финансирования различают капитальные вложения централизованные и децентрализованные.

Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.

Подтехнологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат па сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.

Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. Технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов будущего предприятия. Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению производственной мощности предприятия, а следовательно, капитальные вложения на единицу продукции снижаются. Экономическая эффективность достигается иза счет повышения уровня механизации труда и работ.

Воспроизводственная структура капитальных вложений также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.

Подвоспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Рассчитывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства, расширение действующего производства, модернизацию.

Совершенствование воспроизводственной структуры заключается в повышении доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.

Экономическая эффективность капитальных вложений на уровне народного хозяйства существенно зависит и от отраслевой, и от территориальной (региональной) структуры капитальных вложений.

Подотраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и народного хозяйства в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.

Под территориальной структуройкапитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей совокупности по отдельным экономическим районам, областям, краям и республикам РФ.

Смысл совершенствования территориальной структуры капитальных вложений заключается в том, чтобы она позволяла получить максимум экономического и социального эффекта.

Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так какони являютсяосновой для:

• систематического обновления основных производственных фондов предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;

• ускорения научно-технического прогресса и. улучшения качества продукции;

• структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развитиявсех отраслей народного хозяйства:

• создания необходимой сырьевой базы промышленности;

• гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;

смягчения или решенияпроблемы безработицы;

• охраны природной среды и достижения других целей.

Таким образом, инвестиции нужны в первую очередь для оздоровления экономики страны и на этой основе решения многих социальных проблем, прежде всего для подъема жизненного уровня населения.

2. ФИНАНСИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

Способы и порядок финансирования имеют очень важное значение, прежде всего для повышения их эффективности.

Различают два способа финансирования капитальных вложений: централизованный и децентрализованный. Прицентрализованном способе источником финансирования капитальных вложений являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды и др.; придецентрализованном — это в основном источники предприятий и индивидуальных застройщиков.

На предприятии основными источниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска и продажи акций; кредиты коммерческих банков; источники вышестоящих организаций; средства иностранных инвесторов и др. Но основными источниками финансирования капитальных вложений на предприятии являются прибыль, направляемая предприятием на накопление, и амортизационные отчисления.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Планирование инвестиций на предприятии — это очень важный и сложный процесс. Сложность этого процесса заключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе и непредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.

Важность этого процесса для предприятия заключается в том, что, планируя инвестиции, оно закладывает основы своей работы в будущем. Если хорошо спланирован и реализован план инвестиций, то предприятие будет работать успешно, плохо - в будущем оно может стать банкротом.

В общем видеплан инвестиций на предприятии состоит из двух разделов: плана портфельных инвестиций и плана реальных инвестиций (капитальных вложений):

план портфельных инвестиций — это план приобретения и реализации предприятием акций, облигаций и других ценных бумаг;

план реальных инвестиций — это план инвестиций на производственное и непроизводственное развитие предприятия.

Хотя па практике план инвестиций может состоять из одного раздела.

Планированию инвестиций на предприятии должен предшествовать глубокий анализ экономического обоснования вложения инвестиций.

В общем плане можно сформулировать следующие правила, которые необходимо учитывать при планировании инвестиций.

Инвестировать средства имеет смысл:

• если предприятие получит большую выгоду, чем от хранения денег в банке; если рентабельность инвестиций превышает темпы инфляции;

• в наиболее рентабельные, с учетом дисконтирования, проекты;

• если обеспечивается наибольшая экономическая выгода с наименьшей степенью риска.

Если на основе анализа пришли к выводу, что необходимо вложить свободные средства в развитие собственного предприятия, то в этом случае разрабатывается план капитальных вложений.

План капитального строительства состоит из следующих разделов:

1. Плановое задание по вводу в действие производственных мощностей и основных фондов.

2. Объем капитальных вложений и их структура.

3. Титульные списки строек и объектов.

4. План проектно-изыскательских работ.

5. Программа строительно-монтажных работ.

6. Экономическая эффективность капитальных вложений.

Важнейшими показателями плана капитального строительства являются: ввод в действие производственных мощностей и основных фондов, сметная стоимость, рентабельность проекта, срок строительства и срок окупаемости.

План инвестиций на предприятии должен быть тесно увязан с избранной стратегией развития предприятия на перспективу.

4. МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

В период плановой экономики действовала официально утвержденная методика определения экономической эффективности капитальных вложений. Существует абсолютная и сравнительная эффективность капитальных вложений. Абсолютная эффективность капитальных вложений для различных уровней исчисляется по формулам.

а) на народнохозяйственном уровне

и

где Ен/х — коэффициент абсолютной эффективности капитальных вложений на народнохозяйственном уровне;

НД — прирост национального дохода;

К — капитальные вложения, вызвавшие прирост национального дохода;

Toк — срок окупаемости капитальных вложений;

б) на отраслевом уровне (Eо)

и

где НЧП —прирост нормативной чистой продукции;

в) на уровне предприятий для прибыльных предприятий:

и

для убыточных предприятий:

и

где П — прирост прибыли на предприятии за счет вложения инвестиций;

С1, С2 себестоимость единицы продукции до и после вложения инвестиций;

V2 — объем выпуска продукции после использования капитальных вложений.

Рассчитанные таким образом показатели абсолютной эффективности капитальных вложений сравнивались с нормативными величинами. Если они были равны или превышали значения нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений, то считалось, что капитальные вложения в

экономическом плане обоснованы.

Значения нормативных коэффициентов капитальных вложений были дифференцированы по отраслям хозяйства и колебались от величины 0,07 до 0,25.

В современных условиях основной недостаток данной методики заключается в том, что величины нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений в значительной степени занижены. В условиях рыночной экономики их величина должна адекватно изменяться в зависимости от изменения уровня инфляции и быть на уровне процентной ставки или другого аналогичного критерия, например ставки дивиденда.

Методика определения сравнительной эффективности капитальных вложений основана на сравнении приведенных затрат по вариантам. Согласно этой методике экономически целесообразным вариантом считается тот, который обеспечивает минимум приведенных затрат, т.е.

Зi = Ci + ЕnКi min

гдеСi — себестоимость продукции по вариантам;

Кi — капитальные вложения по вариантам.

При этом годовой экономический эффект от реализации лучшего варианта определяется по формуле

Э = (З1-З2) = (С1 + ЕнК1)-(С2 + ЕнК2),

где З1, З2 — приведенные затраты по вариантам;

С1, С2 — себестоимость продукции по вариантам;

К1, К2 — капитальные вложения по вариантам.

Сравнительный коэффициент эффективности капитальных вложений определяется по формулам:

и

Если Еср Ен, то из этого следовало, что капитальные вложения в экономическом плане обоснованы.

Недостатком данной методики является и то, что критерием для определения лучшего варианта являются приведенные затраты, а не прибыль, которая в наибольшей степени отвечает требованиям рыночной экономики. Кроме того, данная методика не может быть использована при обосновании капитальных вложений, направляемых на улучшение качества продукции, так как улучшение качества продукции на предприятии, как правило, ведет к увеличению издержек производства продукции.

Поэтому большой теоретический и практический интерес представляет методика определения выгодности вложения инвестиций в развитых странах с рыночной экономикой, которая на протяжении десятилетий не претерпела существенных изменений, что свидетельствует, во-первых, о ее глубокой научной обоснованности, во-вторых, о ее подтверждении практикой.

Основные методические подходы достаточно подробно описаны в экономической литературе западных стран. Известны два метода решения данной проблемы, хотя они имеют и много общего.

Первый метод связан со сравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использования путем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предприниматель заинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара, только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенный период составит не менее величины вложения инвестиций. Но как сравнить эти величины?

Предприниматель за товар сразу платит определенную сумму, а доход будет получать частями в течение ряда лет. Следует определить, сколько стоит тот доход, который предприниматель может получить в будущем, в момент вложения инвестиций. В мировой практике подобные расчеты называют дисконтированными, а полученную в результате этих расчетов величину называютдисконтированной или текущей стоимостью.

Дисконтированная стоимость (PV) любого дохода (П) через определенный период (Т) при процентной ставке (r) будет равна:

где 1, 2, 3,..., n—годы, в течение которых ожидаются ежегодные доходы в размерах П1, П2, П3,… Пn.

Из этой формулы следует, что дисконтированная стоимость какой-то суммы будет тем ниже, чем больше срок, через который вкладчик намерен получить искомую сумму П, и чем выше процентная ставка r.

Выгодность вложения инвестиций определяется путем сопоставления цены спроса с ценой предложения.

Цена спроса (ДР) на товар — это самая высокая цена, которую мог бы заплатить предприниматель. Она равна дисконтированной стоимости ожидаемого чистого дохода от вложения инвестиций:

ДР = PV ожидаемого чистого дохода.

Предприниматель не будет вкладывать инвестиции больше этой суммы (цены спроса), ибо в противном случае ему выгоднее вложить деньги в банк под проценты.

Цена предложения товара (СР) определяется как сумма издержек производства этого товара и затрат на его реализацию. Как правило, это цена, указанная в прейскуранте, или продажная цена,

Итак, можно сделать следующий вывод: если цена спроса на капитальный товар превышает цену его предложения, то фирме имеет смысл приобретать дополнительные единицы товара; если цена спроса равна цене предложения, то для предпринимателя будет одинаково правильно любое из инвестиционных решений — приобретать или не приобретать дополнительные товары; для предпринимателя невыгодно вкладывать инвестиции, если цена спроса ниже цены предложения.

Значит, стратегия принятия фирмой инвестиционного решения зависит в конечном итоге от соотношения цены спроса и цены предложения.

Если все это перевести на более понятные нам термины, то это означает:

если Д>К—выгодно вкладывать инвестиции;

если Д<К— невыгодно;

если Д = К—достигаются равновыгодные условия,

где Д—доход (прибыль), который может быть получен за счет реализации какого-то проекта. Он определяется на основе дисконтирования;

К—капитальные вложения, необходимые для реализации проекта.

В нашем случае Д является ценой спроса, К—сценой предложения,

Второй метод определения экономической целесообразности вложения инвестиций связан со сравнением нормы отдачи от инвестиций с процентной ставкой или другими аналогичными критериями.

Норма отдачи инвестиций определяется по формуле

Чистый доход — Цена предложения

ROR= 100%.

Цена предложения

 

Если ROR>r, то фирме выгодно вкладывать инвестиции, если же ROR < г — невыгодно. При ROR = г достигаются равновыгодные условия.


Тема 7ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ, ЕГО ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ

1. СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Основной целью деятельности коммерческой организации является обеспечение ее устойчивого, финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой для достижения этой цели.

В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет огромное значение не только для самих субъектов хозяйствования, но и для многочисленных акционеров, особенно будущих потенциальных инвесторов.

Финансовое состояние предприятия может быть хорошим, средним и плохим. Четких критериев для такой градации финансового состояния предприятия пока нет.

Финансовое состояние предприятия - очень емкое понятие, и вряд ли можно его охарактеризовать одним каким-то критерием. Поэтому для характеристики финансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность (прибыльность) и др.

Финансовая устойчивость предприятия — такое состояние его финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Под общей устойчивостью предприятия можно понимать и такое его состояние, когда предприятие стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает чистую прибыль, достаточную для производственного и социального развития предприятия, является ликвидным и кредитоспособным.

Из этих определений можно сделать вывод, что финансовая устойчивость является комплексным и наиболее важным критерием, характеризующим финансовое состояние предприятия.

Платежеспособность — это возможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошем финансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом — периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда у предприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашения имеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в том случае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсе отсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свой активы и расплатиться с кредиторами.

Поскольку одни виды активов обращаются в деньги быстрее, другие — медленнее, необходимо группировать активы предприятия по степени их ликвидности, т.е. по возможности обращения в денежные средства.

К наиболее ликвидным активам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения в ценные бумаги (А1). Следом за ними идут быстрореализуемые активы — депозиты и дебиторская задолженность (А2). Более длительного времени требует реализация готовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которые относятся к медленно реализуемым активам (А3). Наконец, группу труднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которых требует значительного времени (А4), а поэтому осуществляется крайне редкой.

Для определения платежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычно используют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммами обязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.

Пассивы баланса по степени срочности их погашения можно подразделить следующим образом:

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы);

П3 — долгосрочные кредиты и займы, арендные обязательства и др.;

П4 — постоянные пассивы (собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженности перед учредителями).

Ликвидность баланса — это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если:

А1 П1, то наиболее ликвидные активы равны наиболее срочным обязательствам или перекрывают их;

А2 П2, то быстрореализуемые активы равны краткосрочным пассивам или перекрывают их;

А3 П3, то медленнореализуемые активы равны долгосрочным пассивам или перекрывают их;

А4 П4, то постоянные пассивы равны труднореализуемым активам или перекрывают их.

Одновременное соблюдение первых трех правил обязательно влечет за собой достижение и четвертого, ибо если совокупность первых трех групп активов больше (или равна) суммы первых трех групп пассивов баланса (т.е. [А1 + А2 + А3] [П1 + П2 + П3]), то четвертая группа пассивов обязательно перекроет (или будет равна) четвертую группу активов (т.е. А4 П4). Последнее положение имеет глубокий экономический смысл: когда постоянные пассивы перекрывают труднореализуемые активы, соблюдается важное условие платежеспособности — наличие у предприятия собственных оборотных средств, обеспечивающих бесперебойный воспроизводственный процесс; равенство же постоянных пассивов и труднореализуемых активов отражает нижнюю границу платежеспособности за счет собственных средств предприятия.

Важными критериями, характеризующими финансовое состояние предприятия, являются его рентабельность и кредитоспособность.

Под кредитоспособностью предприятия понимаются его возможности в получении кредита и способности его своевременного погашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.

Для достижения и поддержания финансовой устойчивости предприятия важна не только абсолютная величина прибыли, но и ее уровень относительно вложенного капитала или затрат предприятия, т.е. рентабельность (прибыльность).

Финансовое состояние предприятия зависит от многих факторов, которые можно классифицировать как зависящие (внутренние) и не зависящие (внешние) от деятельности самого предприятия.

К внутренним факторам можно в первую очередь отнести способность руководителей предприятия и его менеджеров эффективно управлять предприятием с целью достижения рационального использования всех ресурсов, выпуска конкурентоспособной продукции и на этой основе устойчивого финансового состояния предприятия.

Внешние факторы зависят в основном от проводимой экономической политики государства: финансово-кредитной, налоговой, амортизационной, протекционистской и внешнеэкономической, которая в конечном итоге создает благоприятные или плохие экономические условия хозяйствования.

Высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиваться в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды.

2. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА

Финансовое состояние характеризуют многие показатели, которые можно, исходя из их назначения, объединить в следующие группы.

I. Показатели платежеспособности:

• коэффициент абсолютной ликвидности;

• промежуточный коэффициент покрытия;

• общий коэффициент покрытия.

II. Показатели финансовой устойчивости:

• коэффициент собственности (независимости);

• доля заемных средств;

• соотношение заемных и собственных средств.

III. Показатели деловой активности:

• общий коэффициент оборачиваемости;

• скорость оборота;

• оборачиваемость собственных средств.

IV. Показатели рентабельности:

• имущество предприятия;

• собственные средства;

• производственные фонды;

• долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;

• собственные и долгосрочные заемные средства;

• норма балансовой прибыли;

• чистая норма прибыли.

Анализ финансового состояния предприятия необходим не только для того, чтобы знать, в каком положении находится предприятие на тот или иной отрезок времени, но и для эффективного управления с целью обеспечения финансовой устойчивости предприятия.

Методика расчета показателей платежеспособности.В целом показатели платежеспособности характеризуют возможность предприятия в конкретный момент времени рассчитаться с кредиторами по краткосрочным платежам собственными средствами.

 

Коэффициент Денежные средства + Краткосрочные вложения

абсолютной =

ликвидности Краткосрочная задолженность

 

 

Промежуточный Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность

коэффициент =

покрытия Краткосрочная задолженность

 

Общий Оборотные средства

коэффициент =

покрытия Краткосрочная задолженность

Предприятие считается платежеспособным, если эти показатели не выходят за рамки следующих предельных значений:

• коэффициент абсолютной ликвидности — 0,2 - 0,25;

• промежуточный коэффициент покрытия— 0,7 — 0,8;

· общий коэффициент покрытия — 2,0 - 2,5.

Показатели финансовой устойчивости характеризуют степень защищенности привлеченного капитала. Эти показатели, как и предыдущие, рассчитываются на основе данных бухгалтерского баланса предприятия.

 

Собственные средства

Коэффициент собственности =

Имущество предприятия

 

Сумма обязательств предприятия

Доля заемных средств =

Имущество предприятия

В странах с развитой рыночной экономикой установлены следующие их предельные значения:

коэффициент собственности (независимости) не ниже 0,7;

коэффициент заемных средств не выше 0,3;

 

Показателиделовой активности рассчитываются следующим образом:

 

 

Общий коэффициент Выручка от реализации продукции

оборачиваемости =

капитала Итог баланса (стоимость имущества)

 

Коэффициент Выручка от реализации продукции

оборачиваемости =

собственных средств Собственные средства

Существует и ряд других показателей, характеризующих деловую активность предприятия. Показатели деловой активности необходимо наглядно представлять в коэффициентах. В странах с развитой рыночной экономикой по наиболее важным показателям деловой активности устанавливаются нормативы по экономике в целом и по отраслям. Как правило, такие нормативы отражают средние фактические значения этих коэффициентов. Так, в большинстве цивилизованных рыночных стран нормативом оборачиваемости запасов является 3 оборота, т.е. примерно 122 дня, нормативом оборачиваемости дебиторской задолженности — 4,9, или примерно 73 дня.

Следует заметить, что среднюю стоимость активов и пассивов за период, например год, рассчитывают как среднюю хронологическую по месячным данным; если нет такой возможности — то по квартальным данным; если в распоряжении финансового аналитика имеется лишь годовой баланс, то применяется упрощенный прием: средняя из сумм данных на начало и конец периода (года).

Показателиоценки рентабельности предприятия определяются следующим образом:

 

Рентабельность имущества = предприятия   Рентабельность собственных = средств Общая рентабельность = производственных фондов Норма балансовой = прибыли   Чистая = норма прибыли

Чистая (или валовая) прибыль Средняя величина имущества предприятия (активов) Чистая (или валовая) прибыль Средняя стоимость собственных средств Валовая (балансовая) прибыль Средняя стоимость производственных фондов Валовая (балансовая) прибыль Чистый объем продаж   Чистая прибыль Чистый объем продаж

100; 100; 100;   100;     100.

 

В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его — отражение удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

В современных условиях правильное определение реального финансового состояния предприятия имеет большое значение не только для самого предприятия, его акционеров, но и для возможных инвесторов.

Систематический контроль финансового состояния предприятия позволяет оперативно выявлять негативные стороны в работе предприятия и своевременно принимать действенные меры по выходу из сложившейся ситуации. Поэтому анализу финансового состояния на предприятии должно уделяться самое пристальное внимание.

 

 

Тема 8 ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления предприятием, и без них вряд ли возможна успешная работа предприятия. Они позволяют:

• предвидеть перспективу развития предприятия на будущее;

• более рационально использовать все ресурсы предприятия;

• избежать риска банкротства;

• более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику на предприятии;

• своевременно обновлять и модернизировать выпускаемую продукцию и повышать ее качество в соответствии с конъюнктурой рынка;

• повышать эффективность производства и улучшать финансовое состояние предприятия.

Но для того чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах.

Подпринципами планирования понимаются основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

К основным принципам планирования относятся:

• непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

В отечественной практике применяются различныеметоды планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства);

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:

сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ;

обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;

увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;

метод планирования по технико-экономическим факторам,применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.

При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование организации производства и труда;

изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

инфляция;

особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

В настоящее время не существует какой-то строгой, официально утвержденной методологии по составлению плана экономического развития предприятия. Поэтому на многих предприятиях к этому процессу подходят по-разному, особенно это касается количества разделов плана.

Но на большинстве предприятий план экономического и социального развития состоит из следующих разделов:

план производства и реализации продукции (услуг); этот раздел еще называется производственной программой;

план научно-технического прогресса;

план инвестиций;

план материально-технического обеспечения;

план по труду и кадрам;

план по издержкам производства и реализации продукции;

финансовый план;

план социального развития коллектива предприятия;

план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Более детально остановимся на производственной программе предприятия.

Под производственной программой предприятия понимается научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и утвержденное на предприятии соответствующим органом.

Производственная программасостоит из следующих разделов:

I. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции.

II. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции.

III. План по специализации и кооперированию.

При разработке производственной программынеобходимо соблюдать следующие принципы:

научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества;

согласованность производственной программы предприятия с производственными программами других предприятий, тесно связанных по линии кооперирования;

наиболее полное и рациональное использование всех имеющихся ресурсов на предприятии;

непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если на нее имеется спрос.

Основой для разработки производственной программы являются результаты маркетинговых исследований, портфель заказов, наличие производственных мощностей и ресурсов на предприятии.

Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Количественные (объемные) показатели: объем реализации, объем товарной, валовой и чистой продукции.

Объем реализуемой продукции по плану (Vp) можно определить по формуле

Vp = Vт + Vнп1 – Vнп2

 

где Vт - объем товарной продукции по плану;

Vнп1,Vнп2 - остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода.

Товарная продукция — это готовая продукция, предназначенная для реализации на сторону, а также для удовлетворения собственных нужд как производственного, так и непроизводственного характера. Объем валовой продукции (Vв) включает в себя объем товарной продукции и разницу незавершенного производства, полуфабрикатов и инструмента своего производства на начало и конец планового периода.

Объем чистой продукции (Vчп) может быть определен из выражения

Vчп = Vт - M3 - A,

гдеМЗ -материальные затраты;

А -амортизация.

 

Качественные показатели: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам и превышающая их, доля экспортной продукции, важнейшие технические параметры выпускаемой продукции.

Натуральные и стоимостные показатели: плановый выпуск продукции. В производственной программе этот показатель указывается как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Натуральные измерители зависят от специфики выпускаемой продукции, поэтому она может быть указана в погонных метрах, м3, штуках, кг, т, секциях и других единицах, а также в условных. Объем реализуемой и товарной продукции показывается в действующих оптовых ценах предприятия, в сопоставимых ценах и в оптовых ценах отчетного периода.

Продукция, отправляемая на экспорт, показывается в конвертируемой инвалюте с последующим пересчетом в рубли в соответствии с действующим курсом. Такая стоимостная оценка необходима не только для планирования производственной программы, но и для анализа ее выполнения.

Финансовый план является, по сути, заключительным разделом плана экономического и социального развития предприятия, так как в нем отражаются конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый план состоит из двух разделов:

I. Доходы и поступления средств; II. Расходы и отчисления средств.

Раздел I содержит такие показатели:

1. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг.

2. Прибыль от прочей реализации (основных средств, других активов).

3. Планируемые внереализационные доходы, в том числе:

доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

доходы, полученные по ценным бумагам;

доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях, доходы от сдачи имущества в аренду.

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам.

5. Поступление средств от других предприятий, в том числе:

в порядке долевого участия в строительстве;

по хоздоговорам на научно-исследовательские работы.

6. Поступления из внебюджетных фондов.

7. Прочие доходы.

Раздел II содержит показатели:

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов).

2. Распределение чистой прибыли, в том числе:

на накопление (по направлениям использования);

на потребление (по направлениям использования).

3. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций), в том числе: за счет амортизационных отчислений; за счет других источников финансирования (по видам источников).

4. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям и облигациям.

 


Тема 9 ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам

Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

себестоимость товарной и реализованной продукции;

себестоимость единицы важнейших видов продукции;

затраты на 1 руб. товарной продукции;

процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производствоваловой продукции определяются из выражения

ВП=Сп-Зн.в.

где Сп затраты на производство по смете;

3н.в. затраты, не включаемые в состав валовой продукции.

Затраты на производствотоварной продукции определяют по формуле

ТП = ВП ± (n + н),

где n — изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;

н изменение незавершенного производства;

± — прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Расчетсебестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной но нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

5) специфические факторы, которые зависят от особенностей производства. Например, для горных предприятий — изменение горно-геологических условий разработки полезных ископаемых; для сахарных заводов — изменение содержания.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

 


Тема 10 ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

Во-первых, прибыльхарактеризует экономический эффект,полученный в результате деятельности предприятия.. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыльобладает стимулирующей функцией.Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно- технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыльявляется одним из важнейших источников формирования бюджетов разных уровней-

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности

Существуют следующие виды прибыли:

Валовая прибыль = Выручка - себестоимость

Прибыль (убыток) от продаж = валовая прибыль - коммерческие расходы - управленческие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложение = Прибыль (убыток) от продаж + проценты к получению – проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие доходы – прочие расходы

Чистая прибыль (убыток) = Прибыль (убыток) до налогообложение – текущий налог на прибыль и другие обязательные платежи

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др.

К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции (Пр) определяется по формуле

Пр =

где Цi отпускная цена единицы i-й продукции;

Сi - себестоимость единицы i-й продукции;

Vi -- объем реализации i-й продукции.

Основные пути увеличения прибыли на предприятии. На каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:

• увеличение выпуска продукции;

• улучшение качества продукции;

• продажа излишнего оборудования и другого имущества или сдача его в аренду;

• снижение себестоимости продукции за счет более рационального использования материальных ресурсов, производственных мощностей и площадей, рабочей силы и рабочего времени;

• диверсификация производства;

• расширение рынка продаж и др.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшение качества продукции и использование факторов производства.


Тема 11 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ И ЕЕ ВИДЫ

Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг ).

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем. так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

• учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

• база для сформирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

• экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия:

• определение оптимальных размеров предприятия;

• экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.

Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты па единицу продукции но отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

• в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможное! и не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

•в появлении большей возможности для материально! о стимулирования pa6oiпиков и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

• в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;

• в возможности снижения продажной цепы па свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

• в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ НА ВЫПУСК И РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ

На практике в целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в связи с их экономическим содержанием но следующим элементам:

1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

2) затраты на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды;

4) амортизация основных фондов;

5) прочие затраты.

К материальным затратам относятся: сырье и основные материалы, в том числе покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; вспомогательные материалы: топливо и энергия; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.

К амортизации основных фондов относятся все амортизационные отчисления по основным средствам за отчетный период.

Прочие затраты - это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, расходы па подготовку кадров и др.

Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций.

Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.

Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции, которую можно представить в следующем виде:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери oт брака.

11. Прочие производственные расходы.

12. Коммерческие расходы.

Итог первых 11 статей образуетпроизводственную себестоимость продукции, итог всех 12 статейполную себестоимость продукции.

В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили и т.п.);

комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами;

затраты на рекламу, прочие расходы но сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы oотносятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы это расходы на обслуживание и управление производством.

В составобщепроизводственных накладных издержек включаются:

• расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;