Теория потребительского выбора
Доход и прибыль фирмы
Средние затраты фирмы
Это затраты предприятия на единицу готовой продукции.
1. Средние постоянные (AFC) - затраты постоянного ресурса на единицу готовой продукции.
AFC = FC Q |
2. Cредние переменные (AVC) - затраты переменных факторов производства на единицу готовой продукции
AVC = VC Q |
3. Средние валовые затраты (ATC, AC) - сумма средних постоянных и средних переменных затрат объема производства на единицу готовой продукции.
1. ATC = AFC+AVC 2. ATC = TC
Q
Средние издержки нужны для того, чтобы быстро и четко реагировать на изменения цен на ресурсы.
Предельные издержки (MC) - издержки на каждую дополнительно произведенную единицу продукции
MC = ∆TC
∆Q
Отношение изменения валовых затрат к изменению объемов производства
MC = ∆VC
∆Q
Отношение изменения валовых переменных затрат к изменению объемов производства (долгосрочный период)
MC = TCn - TCn-1. n - период; n-1 - предыдущий период
Доход (TR) -доход от произведенной и реализованной продукции
TR=P•Q
Средний доход -доход от произведенной и реализованной продукции на рынке
ATR=TR
Q
Предельный доход -доход на каждую дополнительно произведенную и реализованную единицу продукции
MR= ∆TR
Q
Прибыль:
1) Бухгалтерская (разница между доходом и явными издержками)
Пб = TR-TCявн.
TR>TC= +
TR<TC= -
TR=TC = 0
2) Экономическая (разница между валовым доходом и издержками явными и неявными)
Пэ = TR-TCявн., неявн.
3) Нормальная - минимальный уровень прибыли фирмы, удерживающий производителя в отрасли
Пн=Пб=0
Потребитель – хозяйственный субъект на рынке, принимающий решение о распределении своего бюджета на покупку товаров и услуг.
В качестве анализа потребительского выбора используют 2 теории:
1) кардиналистский метод (К.М.) – количественный
В этом методе используются следующие показатели:
- полезность блага
- общая полезность (TU) – полезность запаса всего блага
TU=∑ U
- предельная полезность (MU) – добавочная полезность, извлекаемая потребителем из каждой дополнительно потребленной единицы товара
Ютиль = MUx
Px
Из предельной полезности вытекает закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена)
Первый закон Госсена:
По мере роста количества потребленного товара предельная полезность падает, а общая полезность товара возрастает убывающими темпами
График общей и предельной полезности
2) ординалистский метод (О.М.)
В этом методе используются карты кривых безразличий и функции бюджетных ограничений. В ординалистской теории полезности полезность измеряется картами кривых безразличий (ККБ) и линией бюджетного ограничения.
Карта кривых безразличий представляет собой совокупность потребительских наборов и имеет одинаковую полезность для потребителя.
Кривые безразличия
U – карта кривых безразличий – множество кривых, каждая из которых представляет собой различный совокупный уровень полезности.
Каждая кривая безразличия представляет собой разную совокупную полезность и имеет следующие положения:
· КБ имеет отрицательный наклон
· Они никогда не пересекаются друг с другом
· Функцию безразличия можно провести в любой плоскости
· Каждая последующая КБ имеет наивысший уровень полезности
Бюджетная линия показывает количество товаров, доступных потребителю при имеющемся доходе
Линия бюджетного ограничения
Основные положения бюджетной линии:
· Может сдвигаться вправо, в том случае когда доход увеличивается и цены снижаются
· Если сдвигается влево, то доход снижается, а цены растут
· Если функция меняет свой наклон, то цены на разные товары х,у изменились пропорционально друг другу.
Потребитель находится в точке равновесия, если приобретает набор товаров в соответствующей точке касания самых высоких из доступной кривых безразличий к бюджетному ограничению.