Совокупный спрос

Модель IS - LM

Парадокс бережливости

Мультипликатор автономных расходов

Крест Кейнса

Кейнсианская модель доходов и расходов

Кейнсианская модель общего равновесия

Классическая модель равновесия

Совокупное предложение

Совокупный спрос

Антициклическое регулирование

Несмотря на многообразие точек зрения на проблему антициклического регулирования, их можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому. Кейнс главным звеном регулирования считал AD, а классики – AS.

Антициклическое регулирование заключается в системе способов и методов воздействия на хозяйственную конъюнктуру и экономическую деятельность, направленных на смягчение циклических колебаний.

Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.

Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.

Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.

 

 

ТЕМА 3.4 ОБЩЕЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ:МОДЕЛЬ AD-AS

 

 

В макроэкономике модель AD-AS является базовой для изучения колебаний объема выпуска и уровня цен в экономике в целом, причин и последствий их изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике.

Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. При отсутствии сильной инфляции и ограничений со стороны производства рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска и занятость, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Если экономика близка к состоянию полной занятости, то рост AD вызовет не столько увеличение объема выпуска, сколько рост цен.

В структуре AD можно выделить:

- спрос на потребительские товары и услуги;

- спрос на инвестиционные товары;

- спрос на товары и услуги со стороны государства;

- спрос на экспорт со стороны иностранцев.

Кривая совокупного спроса (AD) показывает комбинации уровня цен и уровня выпуска, при которых рынки товаров и рынки активов одновременно находятся в равновесии. Её легко получить из модели IS-LM. Обратимся сначала к графическому выводу кривой совокупного спроса. Зафиксировав цены на уровне P0, найдем соответствующий равновесный доход Y0 и изобразим эту точку в осях Y-P. Рассмотрим более низкий уровень цен P’ (P’<P0). Падение цен приводит к росту реального предложения денег и сдвигает кривую LM вправо, что ведет росту равновесного дохода. Итак, более низкому уровню цен P’ соответствует более высокий уровень равновесного дохода Y’ (Y’>Y0). Таким образом, мы получаем кривую совокупного спроса, которая является убывающей функцией цен (рис.7).

Рис.7. Графический вывод кривой AD

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Эту зависимость можно получить из уравнения количественной теории денег:

MV = PY, P = MV/ Y, Y = MV/ P.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется так: чем выше уровень цен, тем меньше реальные запасы денежных средств (M/ P), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Кривая строится при условии фиксированного предложения денег и скорости их обращения.

К неценовым факторам, влияющим на AD, относится все, что воздействует на потребительские расходы домохозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы и чистый экспорт. Это: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги и % ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, предложение денег и скорость их обращения.