Рыночные цены и ценообразование. Спрос и предложение как факторы ценообразования. Закон спроса и предложения.

ПРИВАТИЗАЦИЯ – процесс передачи объектов гос и муницип собств, безвозмездно или за плату, в частные руки. Т. о. приватизация – часть разгосударствления. При проведении приватизации всегда возникают 2 проблемы: Кому и на каких условиях? и Каким способом?

I. Проблема имеет 3 решения:

1. Собств передается любому лицу, кто БОЛЬШЕ ЗАПЛАТИТ (конец 80 – начало 90-х для Венгрии, ГДР, Польши). Считается экон наиболее эффект, т. к. гос получает максимум ден средств от продажи собств; способствует приходу эффект собственника; болезненно с соц. т. зрения.

2. Собств передается в СОБСТВ ТРУД КОЛЛЕКТИВА (Югославия, создание коллективных «народ» предприятий). Вариант не безупречен с экон т. зрения, т. к. препятствует привлечению внешних инвестиций в произв. и не способствует приходу эффект собственника; с соц. т. зрения много нареканий, т. к. исключает большие слои населения.

3. «НАРОДНАЯ» ПРИВАТИЗАЦИЯ (Чехия, Литва, Россия) – передача собств безвозмездно или за плату в руки всех граждан страны поровну или с учетом труд вклада. Это компромисс между 1 и 2, обладает недостатками 1 и 2. Гос не получит знач ден средств; не способствует быстрому приходу эффект собственника; с соц. т. зрения менее болезнен, чем 1, но в результате широкие слои населения не становятся собственниками нац достояния, контроль руках бюрократ аппарата или теневой экон.

II. Проблема предполагает: продажу собств через АУКЦИОН (конкуренция по цене; бывают английские (повышение) и голландские (понижение), сравнительно небольшие объекты); КОММЕРЧЕСКИЙ КОНКУРС (конкуренция не только по цене, но и по неценовым условиям; бывают открытый (возможно изменение условий в процессе торгов) и закрытый (предложение делают один раз и не меняют)); путем АКЦИОНИРОВАНИЯ предприятия (с продажей акций частным лицам); путем ВЫКУПА ранее арендованного имущества; путем РЕСТИТУЦИИ (возвращение имущ бывшим хозяевам); ОТКУПА ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Приватизация – естественный экон процесс, должна проводиться для достижения целей экон эффект, с учетом отраслевых и территориальных особенностей, в рамках закона.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – процесс передачи част собств в гос и муниц. По соц. – экон природе 2 типа:

1. Национализация как составной эл мероприятий по переходу от одного способа произв. (кап) к др. (соц.). Имел место в России.

2. Национализация как способ повышения эффект и оптимизации функционирования сущ. рын системы. В конце 40-х во Франции, в начале 60-х в ВБ.

Может проходить 3 способами:

1. КОНФИСКАЦИИ – передача частной собств в гос без согласия собственника и безвозмездно.

2. РЕКВИЗИЦИЯ – имущество отчуждается без согласия собственника, но на возмездной основе.

3. ВЫКУП – имущество отчуждается с согласия собственника и на возмездной основе.

 


ТИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ.

1. Натуральное и товарное хозяйство как типы хозяйственных систем.

Первичный тип хоз системы, сущ. и господ на протяжении длительного этап развития чел, - нат хоз.

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – экон система, характеризующаяся тем, что продукт, произв. в рамках системы, потребляется производителем, отсутствует обмен и продажа. ОСОБЕННОСТИ:

1. В технол основе ручной, неспециализированный труд в форме ремесленного произв. и примитив с/х.

2. Замкнутая система, не связанная экон отн с др. системами.

3. Непосредственная связь сферы произв. и потребления.

4. Низкие темпы экон, технол, соц. динамики.

5. Движ и регулир сила экон процессов – традиции, обычаи, господ форма собств – коллективная.

6. Добровольное соединение факторов произв.

Натур хоз – очень устойчивый тип экон системы и хотя с переходом к кап способу произв. натур хоз утрачивает статус ведущего экон уклада, разные его эл до сих пор сущ. как на микро, так и на макро уровне. С развитием произв. сил натур хоз передает статус ведущего типа хоз системы – товар хоз.

ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хоз системы, в рамках кот продукт произв. не для собственного потребления, а для обмена или продажи. УСЛОВИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ – общественное разделение труда. Сущ. 3 этапа общественного разделения труда.

1. Отделение скотоводства от земледелия (предпосылки возникновения товар хоз).

2. Отделение ремесла от с/х (появление I элементов товар хоз).

3. Выделение торговли в самостоятельную сферу деятельности (товар хоз сформировалось).

ПРИЧИНА ПОЯВЛЕНИЯ – обособление хоз субъектов отн собственности (появл част собственности). Товар хоз в своем развитии прошло 2 этапа: ПРОСТОЕ и ВСЕОБЩЕЕ. Они отличаются тем, что во всеобщем большая часть продукта идет на рынок и раб сила – товар. Основная форма организации всеобщего товар хоз – ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ. Всеобщее базируется на машинном произв., простое на – специализированном ручном труде с эл механизации. Аналог в зап науке – РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: господ част собственности и роль лич интереса в кач движ и регулир силы.

 


2. Товар и его свойства. Стоимость. Теории стоимости. Закон стоимости.

Основное понятие товар хоз – товар. К опред товара сущ. разные подходы: маркс и неокласс.

МАРКСИСТСКИЙ: выделение товара на 3 характеристиках.

1. ТОВАР – полезное благо (удовлетворяет потребности).

2. ТОВАР – продукт труда (создан трудом или подвергся труд обработке).

3. ТОВАР – благо для обмена или продажи.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ: добавляют, что ТОВАР – редкое благо (величина меньше потребности).

ТОВАР – полезный продукт труда для обмена или продажи. Обладает 2 основными свойствами:

1. Удовлетворяет потребности – ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ.

2. МЕНОВАЯ СТОИМОСТЬ – проявляется в акте обмена как способность обмениваться в определенной количественной пропорции.

Товары разнообразны, но они обмениваются. Значит, в них есть общее, позволяющее приравнивать их – стоимость. В экон теор сущ. 3 концепции теор стоимости:

1. Объективная трудовая теория стоимости (Смитт, Рикардо, марксисты).

2. Субъективная теория предельной полезности (неоклассики).

3. Затратная концепция (Миль, Маккулох).

I. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ. Ее трактовка исходит из рассмотрения двойственности труда.

1. КОНКРЕТНЫЙ ТРУД – труд по определенной специальности, характерно применение конкретных средств производства, определенных труд навыков.

2. АБСТРАКТНЫЙ ТРУД – труд как затраты умственной и физической энергии, вообще безотносительно к конкретным их формам. Эти затраты труда формируют стоимость товара.

В труд теор стоимости сущ. разные подходы к измерению величины стоимости (затрат абстрактного труда). В кач измерителя затрат труда предполагалось исп величину отработанного рабочего времени.

Рикардо в кач эталона исп результаты работы наименее умелого работника, работающего с наименьшей интенсивностью, в худших условиях труда.

Маркс предлагал ориентироваться на НОРМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА (условия произв., с применением кот выпускается большее кол-во блага), среднюю интенсивность, среднюю квалификацию.

ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМЫЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА – затраты труда в нормальных условиях.

Труд теор стоимости имеет ряд НЕДОСТАТКОВ.

1. Основной – отсутствие единого измерителя труд затрат (его невозможность обусловлена тем, что не решена проблема сведения слож труда к простому, каждый работник выполняет работу с разными физ. и умственными затратами).

2. Слабо применима к оценке благ нетрудового происхождения.

3. Неточно оценивает результаты творческого труда.

II. ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ(с конца 70-х г. XX в.). Стоимость продукта измеряется его полезностью. Ценность блага зависит не от общей полезности, а от ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ – полезности, приносимой последней единицей потребляемого блага. Ценность блага зависит от 2 факторов: РЕДКОСТИ и СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ в нем. Эта концепция в основе рын ценообразования, разработанного в неокласс науке. Но и она не лишена НЕДОСТАТКОВ: невозможность выработки единого измерителя полезности блага.

III. ЗАТРАТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ - компромисс 1 и 2 теор. Стоимость сводится к ИЗДЕРЖКАМ ПРОИЗВ. Сторонники не смогли объяснить механизм формирования издержек.

Эффективность функционирования рын экон обусловлена тем, что в ее основе лежит действие ЗАКОНА СТОИМОСТИ: «На рынке все товары обмениваются исходя из величины ОНЗТ, воплощенных в товарах, т. е. по стоимости». Закон выполняет функции: регулирующую, стимулирующую, диф. Выполнение функций базируется на факте различения индивид и общ стоимости продукта.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ – стоимость, с кот выпускает продукт отдельный произв.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СТОИМОСТЬ – стоимость, по кот продукты обмениваются на рынке, т. е. затраты труда, воплощенные в товаре, кот признаются общ общественно-необходимыми.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ – переток кап из одной отрасли в др., т. е. изменение народ-хоз пропорций в экон.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ – произв. может получать доп. доход путем внедрения достижений НТП.

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩАЯ – позволяет освободить рынок от неэффект функционирующих субъектов.

 

3. Деньги как развитая форма товарообменных отношений.


ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ФОРМЫ.

1. Содержание и условия предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – важнейший фактор экон развития. Родоначальником теор исследования предприн деятельности явл Р. Кантильон. Он отметил, что в современ ему экон наряду с земельными собственниками и разного рода наем работниками, сущ. группа участников хоз отн, кот на свой страх и риск устремляются к рын обмену для извлечения прибыли - ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ. В кач основных критериев выделения предприн он отметил:

1. Целевую направленность на извлечение прибыли.

2. Рисковый характер деятельности.

Эти критерии абстрактны, под их деятельность попадает шир спектр деятельности, поэтому были попытка конкретизировать характеристики. Сделана оговорка, что ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность в рамках закона.

Но этих критериев не достаточно для выделения предприн в отдельную деятельность в ряду др. видов хоз деятельности. В экон теор возникают др. концепции сущности предприн. Одну из них изложил Смитт: утверждал, что ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – собственник средств произв. Этот критерий не может быть воспринят для характеристики современ предприн, т. к. в условиях господства акционер сектора в экон трудно опред, кто явл предприн акционер, не представляющий даже сферы деятельности, или наемный управляющий, кот не имеет акций, но контролир деятельность предприятия.

Более удачная концепция, сформулированная Ж. – Б. Сейем, кот в рамках более шир теор факторов произв. опред ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность по комбинации факторов, чтобы они давали максимальную отдачу. Это опред каноническим для неокласс.

Единственной попыткой дать альтернативное опред стала концепция Ф. фон Хаека. Он считал, что ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – любой экон субъект, кот своими действиями способствует установлению рын равновесия.

Один из наиболее успешных подходов – т. зрения А. Маршалла и Й. Шумпетера. Основная характеристика предприн – ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР. Именно направленность на внедрение в экон процесс нововведений и отличает предприн от простого бизнесмена.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность в рамках закона по комбинации факторов произв., направленная на извлечение прибыли, характеризуется рисковым характером (наличие неопределенности в достижении результатов) и инновационностью.

Сущность предприн проявл в его функциях:

1. Комбинация факторов произв. для изготовления мат и дух благ.

2. Внедрение нововведений.

3. Соц. функция.

Исследование предприн требует анализа условий, кот способствуют или нет его развитию, требует анализа предприн среды. Условия:

1. Наличие экон свободы.

2. Роль лич интереса в кач основного регулятора и движущей силы экон развития.

3. Развитое рын пространство.

4. Наличие конкурентной среды.

5. Продуманная гос политика по регулированию экон.

Предприниматель в деятельности подвержен действию множества факторов: внешние и внутренние.

ВНЕШНИЕ: природно-демографический; социо–культурный; правовой; политический; экономич.

ВНУТРЕННИЕ: характер отн собств в предприн деятельности и особенности хоз механизма форм предприн деятельности (зависит от формы предприн деятельности).

 


2. Виды и формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство многогранный феномен общ бытия, кот можно диф по ряду оснований.

ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: произв., коммерческое, финансовое, страховое, консалтинговое.

ПО ФОРМЕ СОБСТВЕННОСТИ: частное и государственное.

ПО МАСШТАБАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: крупное, среднее и малое.

ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: отечественные, иностранные, совместные.

Наиболее важная классификация – ПО ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЙ ФОРМЕ.

Хоз товарищества отличаются от хоз обществ тем, что ХТ – объединяет людей для предприн деятельности, а ХО – объединяет кап для этих целей.

 



3. Предпринимательство в России.

Рын реформы в России привели к значительным структурным изменениям в экон в отн отраслей, секторов, распределения занятых. В основе этих процессов лежала приватизация гос собственности, проведенная в 1992 – 1996 г. При всех отрицательных последствиях она имела и положительные результаты.

1. Была ликвидирована монополия гос собственности и заложены основы многоукладной экон.

2. Была разработана правовая основа процесса перехода гос собственности в негос и функционирования различных форм негос собственности.

3. Появились предпосылки привлечения иностранных инвестиционных ресурсов в российскую экон и включения субъектов нац рынка в мирохозяйственную систему.

4. Были созданы предпосылки формирования отечественного товарного, фондового, денежного и валютного рынков.

5. Эффективность функционирования приватизированных предприятий в форме акционерных обществ стала выше, чем оставшихся гос.

В результате значительно активизировалась предпринимательская деятельность и увеличилась численность предприятий в российской экономике. Основой прав регулир предприн явл ГКРФ.

В создавшейся структуре экон должны присутствовать 3 уровня предприятий: 500 – 600 крупных конкурентоспособных корпорации, произв. 60 % ВВП; акционерные общ; средние и мелкие фирмы.

Акционерные общ были созданы в процессе приватизации. В современных условиях стоят 2 задачи.

1. Развития и укрепления высококонцентрированного корпоративного сектора экон, представленного крупными предприятиями и объединениями предприятий.

2. Активной поддержки малого предприн, в инновационной сфере, торговле, строительстве, услугах.

Это диктуется рядом причин.

1. Во всех странах ведущую роль занимают крупнейшие концерны, холдинги, корпорации. Для обеспечения конкурентоспособности Рос должна быть представлена мощными произв. – фин объединениями.

2. Объединения предприятий должны сыграть значительную роль в формировании прогрессивной произв. структуры.

3. Объединения открывают новые возможности инвестирования.

4. В объединениях могут сложиться благоприятные условия для развития тех прогресса.

Сейчас в России сущ. 2 формы объединений: фин-пром группы и Концерны и холдинги.

Не менее важным явл возрождение малого предприн. В России малому бизнесу уделяется немалое внимание, число малых предприятий постоянно растет. Но наряду с ростом абсолютной численности наблюдается снижение доли малого сектора. Это объясняется трудностями его функционирования.

1. Высокие налоги до 2001г.

2. Криминализация экон.

3. Неразвитость системы самореализации и инфраструктуры поддержки малого предприн.

4. Незначительная фин поддержка малого сектора со стороны гос.

5. Высокие проценты на кредит в коммерческих банках.

В России проводится политика стимулирования развития малого предприн. Она включает предоставление займов и субсидий, проведение льготной налоговой политики, оказание помощи в разработке новых видов продукции, обеспечение гарантированного рынка сбыта, участие в подготовке кадров.

 


РЫНОК КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА.

1. Рынок: сущность, типы, функции.

РЫНОК в узком смысле – совокупность сделок купле – продажи.

РЫНОК в широком смысле – система организационно – экономических отношений охватывающая все звенья воспроизводства и базирующаяся на законах товарно-денежных отношений.

Исследуя рынок необходимо выделять его СУБЪЕКТЫ (индивид домохоз, фирмы, гос) и ОБЪЕКТЫ (все мат и дух блага по поводу кот возникают отн купле – продажи). Его сущность проявл в ФУНКЦИЯХ:

1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ экономики.

2. СТИМУЛИРУЮЩАЯ (побуждает произв. создавать товары с наименьшими затратами).

3. УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВ. (противопоставление индивид и общ необходимых затрат).

4. ИНФОРМАЦИОННАЯ (богатейший источник инф, основной носитель рын цен).

5. САНИРУЮЩАЯ (способствует развитию эффект произв., очищает от неэффект).

Рынок – многогранное явл, кот можно классифицировать.

По ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ: местный, локальный (внутри страны), национальный, региональный (несколько стран), мировой.

По СТЕПЕНИ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ: дефицитный, избыточный, сбалансированный.

По СТЕПЕНИ ЛЕГАЛЬНОСТИ: легальный (белый) и нелегальный (черный и серый).

ЧЕРНЫЙ – торговля незаконным товаром.

СЕРЫЙ – торговля законным товаром, но с нарушениями.

По ХАРАКТЕРУ ПРОДАЖ: оптовые, розничные, закупки с/х продукции.

По ОБЪЕКТУ ПРОДАЖ (экон назначению):

1. Рынок товаров и услуг.

a) Рынок предметов потребления.

b) Рынок средств производства.

2. Рынок труда (возрастной, половой, квалификационный).

3. Финансовый рынок.

a) Рынок ссудных капиталов.

b) Фондовый рынок.

c) Валютный рынок.

4. Рынок нематериальных активов.

a) Рынок НИОКР.

b) Рынок результатов творческого труда.

По ОСОБЕННОСТИ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ:

РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА КОЛИЧЕСТВО И РАЗМЕРЫ ФИРМ ХАРАКТЕР ПРОДУКТА НАЛИЧИЕ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ СВОБОДА ВХОДА И ВЫХОДА НА РЫНОК ПРИМЕР
Совершенная конкуренция много небольших фирм стандартизированный, однокачественный отдельный произв. не имеет власти свободный, нет барьеров Рынок зерна
Монополистическая конкуренция много мелких фирм разнородный дифференцированный незначительная, в узких пределах относительно легкий Розничная торговля
Олигополия несколько крупных фирм однородный и нет огранич взаимным соперничеством, при сговоре значительная сущ. существенные ценовые и неценовые барьеры Автомобилестроение
Чистая монополия одна фирма уникальный, единственный наивысшая, но не абсолютная вход заблокирован ЖКХ

Рын экон – чрезвычайно эффект с экон т. зрения система. Но она обладает наряду с достоинствами рядом недостатков – ПРОВАЛОВ РЫНКА.

ДОСТОИНСТВА рыночной экономики:

1. Способность к более эффект исп экон ресурсов.

2. Способность гибко и оперативно реагировать, быстро адаптироваться к меняющимся условиям.

3. Создает условия по оптимальному исп достижений НТП при создании новых товаров, внедрении новых технологий, методов организации экон процесса.

4. Обеспечивает свободу выбора экон поведения произв. и потребителя.

5. Ориентирует произв. на удовлетворение потребностей потребит, на повышенное кач товаров и услуг.

НЕДОСТАТКИ рын экон: монополия, асимметрия инф, отрицательные внешние эффекты, недостаток произв. общ товаров, соц. аспект.


Важнейший элемент рыночной экономики – цены. Поэтому экон теор уделяет большое значение исследованию этой категории. Сущ. 2 подхода к опред цены: марксист и неокласс.

МАРКСИСТСКИЙ: ЦЕНА – ден выражение стоимости. Этот подход к ценообразованию имеет и недостатки. К процессу формирования цены подходят односторонне с т. зрения произв., др. сторона – потребитель существенного влияния на цену не оказывает.

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ: к опред цены подходят с т. зрения произв. и потребителя. С т. зрения произв.: ЦЕНА – кол-во денег, за кот произв. готов продать свой продукт. С т. зрения потребителя: ЦЕНА – кол-во денег, кот он готов отдать за благо.

Важнейший эл процесса ценообразования – спрос и предложение.

СПРОС – кол-во продукта, кот потребитель готов, может и хочет купить по опред цене в данное время.

Важнейший фактор, влияющий на величину спроса – цена. Зависимость обратная чем ниже уровень цены на блага при прочих равных условиях, тем больше величина спроса– ЗАКОН СПРОСА Q=f(P).

Факторы, влияющие на спрос:

ЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ (ОТРИЦАТЕЛЬНОГО НАКЛОНА)