Межгосударственное регулирование экономических отношений в рамках интеграционных объединений

Хозяйственных связей

Национальное регулирование международных

Лекция 3. «Открытая» экономика и стабилизационная политика

 

План:

 

1 Национальное регулирование международных хозяйственных связей.

2 Межгосударственное регулирование экономических отношений в рамках интеграционных объединений.

3 Регулирование мирохозяйственных связей в масштабах мировой экономики.

 

Внешнеэкономическая политика – целенаправленные действия государства по определению режима регулирования внешнеэкономической деятельности и оптимизации участия страны в международном разделении труда.

Составляющими внешнеэкономической политики являются:

1 Внешнеторговая политика – система государственных мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции, стимулирование роста объема внешней торговли (экспорта/импорта), рационализацию структуры экспорта/импорта и направлений товарных потоков.

2 Политика привлечения иностранных инвестиций. Государство, с одной стороны, предоставляет вкладчикам гарантии права собственности и иные имущественные права на приобретение ими законным способом акций, облигаций, соучастие в капитале и защищает эти права, обеспечивает равенство прав и защиту интересов инвесторов; с другой стороны, для инициирования внешних инвестиций государство создает для них благоприятный режим: предоставляет льготы по налоговым и таможенным платежам, правительственные гарантии для исполнения обязательств заемщика перед кредитором и т.д.

3 Регулирование национальных капиталовложений за рубежом. Здесь главное, во-первых, государственные меры по сдерживанию «бегства» национальных капиталов за границу и, во вторых, рациональное размещение их за рубежом.

4 Регулирование экспорта/импорта капиталов.

5 Регулирование эмиграции и иммиграции рабочей силы с целью минимизации потерь и повышения экономического эффекта для страны от миграции рабочей силы.

6Ограждение национальной экономики от негативных внешних влияний (недобросовестной конкуренции, ввоза некачественных и запрещенных товаров и т.д.).

7Укрепление позиций отечественного бизнеса за рубежом.

8Обеспечение географической сбалансированности торговли и других внешнеэкономических операций между странами и регионами.

 

Процессы интеграции обусловили необходимость регулировать внешнеэкономическую деятельность стран-участниц региональных экономических объединений. Так, поступательное движение интеграции и регулирование этого процесса в Европе обеспечиваются работой как наднациональных органов управления (Евросовет, Совет Министров ЕС, Комиссия ЕС, Европарламент, Евросуд), так и межнациональных институтов (Еврофонд регионального развития, Европейский инвестиционный банк, Еврофонд сельскохозяйственных гарантий, Европейский социальный фонд и др.).

Деятельность Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), куда входит 21 страна, координируется Секретариатом, который формирует рабочие группы, обеспечивает контакты государственных, предпринимательских и других учреждений стран-членов, Комитетом по торговле и инвестициям, Экономическим комитетом, Комитетом по административно-бюджетным вопросам, ежегодными встречами министров, на которых определяются объем работ и финансирование программ комитетов и рабочих групп.

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА) создана для снятия таможенных барьеров и поощрения свободы торговли, движения инвестиций между США, Канадой и Мексикой. Центральным координирующим институтом НАФТА является Комиссия по свободной торговле, в которую входят министры торговли трех стран-участниц. Комиссия наблюдает за реализацией и дальнейшей разработкой соглашений, принимаемых в рамках НАФТА, координирует работу более чем 30 комитетов и рабочих групп, которые ведут работы в области таможенного дела, торговли сельхозпродукцией, стандартизации товаров и т.д.

В Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят 10 стран, высшим органом является Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел, на которой корректируются формы и направления сотрудничества. Постоянно работающий Комитет включает послов стран-участниц и возглавляется министром иностранных дел той страны, которая в данный момент является председателем АСЕАН.
В структуре АСЕАН функционируют такие координационные специализированные учреждения, как Совет по нефти, Ассоциация судовладельцев, Банковский совет, Финансовая корпорация и др. Регулярно проходящие встречи министров различных сфер (экономики, образования, энергетики, науки, технологии и т.д.) постоянно координируют отраслевое сотрудничество и развитие.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) является крупнейшим и наиболее динамичным интеграционным объединением, куда входят практически все страны Латинской Америки. Для руководства процессом интеграции и координации политики в области внешней торговли, промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, валютно-финансовой сферы созданы и функционируют наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел стран-участниц; группа Общего рынка – исполнительный орган, функционирующий постоянно; десять технических комиссий, каждая из которых специализируется на вопросах внешней торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой и макроэкономической политики, сухопутного и морского транспорта, промышленных технологий, сельского хозяйства и энергетики.

В настоящее время в мировой экономике функционирует свыше 85 интеграционных экономических союзов. Они различаются по степени зрелости, динамике, эффективности деятельности и т.п. Общее у них то, что страны, входящие в эти союзы, стремятся координировать, регулировать свои экономические действия как внутри союза, так и по отношению к третьим странам. Каждая страна-участница экономического союза должна выполнять коллективные договоренности, правила и т.п., подписанные ею. Если, например, несколькими странами подписано соглашение о создании таможенного союза, о едином таможенном режиме в отношении стран, не входящих в союз, то ни одна страна-участница не имеет права по своему усмотрению снижать или повышать таможенные пошлины для какой-либо страны. Страна, не входящая в союз, желая заключить торговое соглашение с одной из стран-участниц, в своих условиях должна учитывать требования коллективного таможенного регламента, под которым стоит подпись будущего торгового партнера. Если этого учтено не будет, одна из сторон (в данном случае страна-участница союза) торговое соглашение не подпишет.

Процесс глобализации хозяйственной жизни обусловил необходимость регулирования межстрановой (мировой) внешнеэкономической деятельности.