Понятие «услуга». Особенности услуг как объекта торговли.
Процесс мирового хозяйства во второй половине XX века неразрывно связан с развитием международного разделения труда, глобализацией и регионализацией мировой экономики. Зрелость мирового рынка товара, степень его насыщенности во многом обусловили рост спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международной торговли услугами, а также обусловило формирование мирового рынка услуг.
Обратимся к раскрытию сущности понятия «услуга»?
Известно, что многие потребности людей удовлетворяются не только посредством вещи, но и самой целесообразной деятельностью, в силу присущего ей определенного полезного характера. Будучи потребляемым, в качестве деятельности, труд принимает форму услуги. В «каждый данный момент в числе предметов потребления, наряду с предметами потребления, существующими в виде товаров, имеется известное количество предметов потребления в виде услуг. Таким образом, общая сумма предметов потребления всегда оказывается больше той, какою она была при отсутствии пригодных для потребления услуг».
Под услугой принято понимать такую деятельность, которая может не воплощаться в материальном продукте, но всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель.
Важно отметить, что полезный эффект услуги не существует отдельно от процесса его производства, следовательно, услуги, в отличие от товаров, нельзя произвести впрок и хранить. Процессы производства и потребления услуги по времени совпадают.
Специфика экономических отношений по поводу купли-продажи услуг заключается в непосредственной связи между производителем и потребителем. Услуга удовлетворяет индивидуальную потребность в данном, определенном виде труда. Вследствие того, что услуги производятся на заранее известный контингент потребителей, перепроизводства услуг быть не может.
Результат потребления услуги может быть разным – студент по завершении учебы в высшем учебном заведении становится высококвалифицированным специалистом; впечатление от прослушанной музыки может оказать эмоциональное воздействие на человека, его мировоззрение, поведение и сохраниться на всю жизнь, больной оказывается излеченным и т.д.
К. Маркс отмечал: «Известного рода услуги … воплощаются в тварях, другие же услуги, напротив, не оставляют осязаемых результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар … Но от этого нисколько не меняется их экономический характер». Следовательно, услуги могут либо обладать, либо не обладать вещественной формой. В современных условиях, к примеру, ряд услуг приобретается на электронных носителях, то есть в овеществленном виде.
Качество услуги, в отличие от качества товара, может быть переменчивым и различаться существенным образом в зависимости от условий ее производства и потребления, времени производства услуги, уровня квалификации производителя и т.д. Так, опытный парикмахер, скорее всего, пострижет клиента гораздо лучше, чем это сделает начинающий, молодой парикмахер. Однако и первый может постричь по-разному, в зависимости от своего физического состояния и расположения духа в момент стрижки. Потребители услуг нередко знают о подобном разбросе качества и при выборе поставщика услуг советуются с другими покупателями.
Для обеспечения качества услуг фирмы выделяют средства на обучение и привлечение по-настоящему хороших специалистов. Авиакомпании, банки и отели, как свидетельствует мировая практика, тратят значительные суммы на обучение своих служащих искусству оказания добротных услуг. Кроме того, поставщики услуг отслеживают степень удовлетворенности клиентуры посредством опросов, проведения контрольных покупок и т.д. для выявления случаев неудовлетворительного обслуживания и исправления ситуации.
Международная торговля услугами встречает больше различных барьеров в сравнении с торговлей товарами; некоторые виды услуг вообще не могут экспортироваться, например, коммунальные или бытовые.
Подходы к классификации услуг.
Понятие «услуга» включает в себя комплекс многообразных видов экономической деятельности человека, обусловливая существование различных вариантов классификаций услуг.
Международной практикой определены следующие 12 секторов услуг, которые, в свою очередь, включают в себя 155 подсекторов:
1) коммерческие услуги;
2) услуги почт и связи;
3) строительные работы и сооружения;
4) торговые услуги;
5) услуги в сфере образования;
6) услуги по охране окружающей среды;
7) услуги в области финансового посредничества;
8) услуги в области здравоохранения и социальной области;
9) услуги, связанные с туризмом;
10) услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий;
11) услуги транспорта;
12) прочие, никуда не включенные услуги.
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые).
ВТО концентрирует внимание на взаимоотношениях производителя и потребителя услуг, выделяя четыре вида сделок в международной торговле услугами.
1. С территории одной страны на территорию другой страны (трансграничная поставка услуги). Например, пересылка в другую страну информационных данных по телекоммуникационным сетям.
2. Потребление услуги на территории другой страны (потребление за рубежом) предполагает необходимость перемещения покупателя (потребителя) услуги в другую страну с целью получения (потребления) там услуги, например, когда турист отправляется в другую страну для отдыха.
3. Поставка посредством коммерческого присутствия на территории другой страны (коммерческое присутствие) означает необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг на территории этой страны. Это означает, что иностранный производитель услуг должен осуществить инвестиции в экономику страны, создать там юридическое лицо с целью оказания услуг. Речь идет, к примеру, о создании или участии в создании банков, финансовых или страховых компаний на территории другой страны.
4. Поставка посредством временного присутствия физических лиц на территории другой страны означает, что физическое лицо перемещается в другую страну с целью оказания услуг на ее территории. Примером могут служить услуги, оказываемые юристом или консультантом.
В условиях высокой степени насыщения мирового рынка товарами и ужесточения на нем конкуренции важное значение приобретают услуги, оказываемые сектору бизнеса, например, инжиниринг, консалтинг, франчайзинг и др. Большой экспортный потенциал имеют туризм, здравоохранение, образование, культура и искусство.
Кратко охарактеризуем некоторые из вышеперечисленных услуг.
Инжиниринг представляет собой инженерно-консультационные услуги по созданию предприятий и объектов.
Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы: во-первых, услуги, связанные с подготовкой производственного процесса и , во-вторых, услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции. В состав первой группы входят предпроектные услуги (разведка ископаемых, изучение рынка и т.п.), проектные (составление генерального плана, оценка стоимости проекта и т.д.) и послепроектные услуги (надзор и инспекция за осуществлением работ, подготовка персонала и др.). В состав второй группы входят услуги по управлению и организации производственного процесса, осмотру и испытанию оборудования, эксплуатации объекта и т.п.
Инжиниринговые услуги оказываются специальными инженерно-консультационными фирмами, а также промышленными или строительными компаниями. Наибольшее количество инжиниринговых фирм находится в ФРГ, где в основном функционируют мелкие и средние структуры с числом занятых менее 20 человек. Ведущее место среди экспортеров инженерно-строительных услуг по объему полученных заказов сохраняют американские и японские подрядные компании. Третье место удерживает Франция.
Консалтинг – это процесс предоставления клиенту необходимых для осуществления профессиональной деятельности особых знаний, навыков и опыта.
Консалтинговые услуги могут рассматриваться с точки зрения предмета консультирования и классифицироваться в зависимости от разделов менеджмента: общий менеджмент, финансовый менеджмент и др. Исходя из метода консультирования, к примеру, выделяются экспертное и обучающее консультирование.
Услуги консультантов предназначены для использования руководством компаний, т.е. лицами, принимающими решения и имеющими отношение к деятельности организации в целом. Привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него помощь при развитии или реорганизации бизнеса, экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки. Иначе говоря, консультантов приглашают для того чтобы снять неопределенность, возникающую на разных стадиях процесса подготовки, принятия и реализации ответственных решений.
Развитие мировой индустрии управленческого консалтинга проиллюстрируем следующими примерами. Общемировой объем выручки от услуг управленческого консалтинга неуклонно растет: с 25,3 млрд. долл. в 1991г. до 98 млрд. долл. в 1999г. Среди крупнейших в мире фирм по выручке от услуг в области управленческого консалтинга в 1999 г. можно назвать фирмы Ай-Би-Эм глобал сервисез (9762 млн. долл.), Кэп Джемини-Эрнст энд Янг (8200 млн. долл). Среднемировой уровень почасовых ставок профессионального вознаграждения консультантов по управлению на протяжении 30 лет сохраняется практически неизменным в пределах 100 – 150 долл.
Франчайзинг – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Этот вид услуги характеризуется тем, что франчайзер передает не только исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, на занятие предпринимательской деятельностью, но и охватывает помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзиата. Франчайзинг как бизнес предполагает, что, с одной его стороны, стоит фирма, известная на рынке и имеющая высокий имидж, а с другой – гражданин, мелкий предприниматель, маленькая фирма. Обе стороны связаны договором франчайза.
Международный туризм предоставляет разнообразные туристские услуги, предназначенные для удовлетворения широкого спектра (например, культурных, духовных) потребностей людей.
Туризм может классифицироваться по различным признакам:
ü цель: маршрутно-познавательный, спортивно-оздоровительный, курортный, самодеятельный, фестивальный, охотничий, шоп-туризм, религиозный и др.;
ü форма участия: индивидуальный, групповой, семейный;
ü география: межконтинентальный, международный, региональный, по сезонности – активный туристический сезон, межсезон, несезон.