Интеграционные процессы в Содружестве Независимых государств

Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано в 1991 г. Подписанный в 1992 г. Устав СНГ состоит из нескольких разделов: цели и принципы; членство; коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество; предотвращение конфликтов и мирное урегулирование споров; сотрудничество в экономической, социальной и правовой сферах; органы Содружества, межпарламентское сотрудничество, финансовые вопросы. Государствами-членами СНГ являются Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан.

Содружество Независимых Государств – это попытка реинтеграции бывших советских республик. В настоящее время функционируют политические органы СНГ – Совет глав государств и Совет глав Правительств (СГП). Сформированы функциональные органы, включающие представителей соответствующих министерств и ведомств государств, входящих в Содружество. Это Таможенный совет, Совет по железнодорожному транспорту, Межгосударственный статистический комитет.

Объединение государств в рамках СНГ произошло по следующим принципам:

· государства-члены суверенны и равны;

· государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

Целями создания Содружества явились:

· осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях;

· содействие всестороннему и сбалансированному экономическому и социальному развитию государств-членов в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственному сотрудничеству и интеграции;

· обеспечение прав человека и основных свобод в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами ОБСЕ;

· осуществление сотрудничества между государствами-членами в целях обеспечения международного мира и безопасности, принятия эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного оружия и других видов оружия массового поражения, достижения всеобщего и полного разоружения;

· мирное урегулирование споров и конфликтов между государствами-членами.

Рассмотрим подробнее институциональную структуру Содружества Независимых Государств.

Совет глав государств является высшим органом Содружества. Он рассматривает и принимает решения по основным вопросам деятельности государств-членов. Совет собирается дважды в год, а по инициативе любого государства-члена могут созываться чрезвычайные сессии. Председательствование в Совете осуществляется поочередно главами государств.

Совет глав правительств координирует сотрудничество opганов исполнительной власти государств-членов в экономической, социальной и других областях. Встречи Совета глав правительств проводятся четыре раза в год. Решения Совета глав государств и Совета глав правительств принимаются на основе консенсуса.

Совет министров иностранных дел осуществляет координацию деятельности государств-членов в сфере внешней политики, включая их деятельность в международных организациях.

Координационно-консультативный комитет это постоянный исполнительный и координационный орган СНГ, состоящий из постоянных полномочных представителей (по два от каждого государства) и координатора Комитета. Он разрабатывает и представляет предложения по вопросам сотрудничества в политической, экономической и других областях, содействует реализации экономической политики государств-членов, занимается вопросами создания общих рынков рабочей силы, капитала и ценных бумаг.

Совет министров обороны занимается вопросами, связанными с военной политикой и структурой вооруженных сил государств-членов. Верховное командование Объединенных вооруженных сил СНГ было преобразовано в 1993 г. в Штаб по координации военного сотрудничества государств-членов Содружества. Совет командующих пограничными войсками в 1992 г. пришел на смену Объединенному командованию погранвойсками.

Экономический суд обеспечивает выполнение экономических обязательств в рамках Содружества. В его компетенцию входит также разрешение споров, возникающих в процессе выполнения экономических обязательств.

Межгосударственный банк занимается вопросами взаимных платежей и клиринговых расчетов между государствами-членами СНГ.

Комиссия по правам человека является консультативным opганом СНГ, контролирующим выполнение обязательств в области прав человека, принятых на себя государствами-членами Содружества.

Межпарламентская ассамблея состоит из парламентских делегаций и обеспечивает проведение межпарламентских консультаций, обсуждение вопросов сотрудничества в рамках СНГ, разрабатывает совместные предложения, касающиеся деятельности национальных парламентов.

Исполнительный секретариат СНГ отвечает за организационно-техническое обеспечение работы органов СНГ. В его функции входит также предварительный анализ вопросов, представляемых на рассмотрение глав государств, и правовая экспертиза проектов документов, подготавливаемых для основных органов СНГ.

Деятельность органов СНГ финансируется государствами-членами.

С момента создания Содружества основные усилия государств-членов сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя политика, безопасность и оборона, экономическая и финансовая политика, выработка общих позиций и проведение единой политики.

В настоящее время в рамках СНГ наблюдается разноскоростная экономическая интеграция. Действуют такие интеграционные группировки, как Союзное государство России и Беларуси, Центральноазиатское Сотрудничество (объединяет Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан), Евразийское экономическое сообщество(Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), альянс Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы – "ГУУАМ".

Развиваются (углубляются) интеграционные процессы между Беларусью и Россией, начавшиеся в декабре 1990 г. Так, в 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Страны решили на добровольной основе образовать интегрированное политически и экономически Сообщество Беларуси и России в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов.

Межрегиональное сотрудничество стало основным руслом, по которому движется поток белорусских и российских товаров, осуществляются межгосударственные кооперационные поставки и прямые связи между субъектами хозяйствования. Сегодня доля Российской Федерации в общем объеме внешней торговли Республики Беларусь составляет около 60%. Беларусь также является одним из основных внешнеторговых партнеров Российской Федерации[62].

Подписание 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства и Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации о реализации его положений ознаменовало выход Беларуси и России на новый уровень союзных отношений, определило основные направления и этапы дальнейшего развития интеграции Беларуси и России. В настоящее время определена структура высших органов, организационно-правовые основы Союзного государства. Развитие белорусско-российских интеграционных процессов осуществляется в различных сферах (политической, экономической, бюджетно-кредитной, экологии, социальной, научно-техническом сотрудничестве и др.).

За последние два года Высший совет Беларуси и России, парламентские собрания и исполком совместными усилиями сумели добиться позитивных результатов. Было достигнуто соглашение о совместной деятельности министерств обороны и иностранных дел на основе разработанной ими единой программы действий на эти годы. Важное значение имело принятие союзного бюджета. Осуществляется постепенный переход на единые стандарты социальной защиты, и, в частности, трудоустройство, оплата труда граждан обоих государств. Для защиты экономических интересов союза создан таможенный комитет – объединенная служба управления таможенными структурами. Он занимается организацией и совершенствованием таможенного дела, разработкой и применением унифицированной нормативно-правовой базы.

Взаимное предоставление с 1 января 1998 г. национального режима и гарантий субъектам хозяйствования Республики Беларусь на территории России, и наоборот, устранило формальное ограничение их деятельности. Они перестали быть иностранными по отношению друг к другу. Тем самым перед предприятиями и деловыми людьми двух государств раскрываются новые перспективы и возможности для расширения объемов производства и взаимной торговли. Выработан ряд эффективных мер и механизмов конкретного взаимовыгодного сотрудничества.

Так, реализация соглашения предоставления Беларуси государственного кредита российской стороной в 1998 г. позволила оживить производство дизелей на Ярославском моторном заводе. Одновременно белорусские автозаводы, получив комплектующие, смогли обеспечить стабильным заработком тысячи людей, удовлетворить потребности обеих стран в автомобильной технике. В практическую плоскость переведена работа по созданию межгосударственных финансово-промышленных групп.

Белорусско-российская экономическая интеграция двух стран, стремление к которой продиктовано насущной потребностью объединить усилия в деле возрождения прочных и взаимовыгодных производственных, научно-технических и торговых связей, стало сегодня реальной тенденцией.

Развитие интеграционных процессов в СНГ отражает внутренние политические и социально-экономические проблемы, которые стоят перед странами-участницами. Существующие различия в структуре экономики и глубине рыночных реформ определяют выбор и уровень социально-экономического взаимодействия стран на постсоветском пространстве.

Содружество выполняет вполне определенные регулирующие функции на постсоветском пространстве, предотвращая или сглаживая периодически возникающие между участниками противоречия и конфликты, в той или иной степени поддерживая и развивая сложившиеся разносторонние связи. Очевидно, СНГ и в дальнейшем будет существовать как полезный форум для консультаций, вырабатывающий механизм сближения и согласования интересов. В ходе встреч на высшем уровне будут предприниматься попытки повысить эффективность взаимодействия, совершенствовать структуру и деятельность межгосударственных институтов, развивать сотрудничество в отдельных сферах деятельности[63]. Подлинная, эффективная интеграция постсоветских государств будет развиваться на основе взаимной выгоды, совершенствования и развития потенциала рыночных отношений как внутри, так и между государствами.