Проблемы задолженности как фактор неустойчивости современного мирового хозяйства

 

Международные кредитные отношения служат объектом как рыночного, так и государственного регулирования. Сте­пень вмешательства государства в международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран оди­наковы. Кризис международной задолженности начинается тогда, когда какая-либо страна или группа стран объявляют о невозможности выплачивать свои внешние долги или об ан­нулировании своего долга. Добиться возобновления выплат очень сложно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. Предъявить к такому заемщику санкции, кото­рые применяются к обычному неплательщику той или иной страны, невозможно. Все это нарушает равновесие между­народного рынка кредита, отдельные нарушения принимают массовый характер, происходит циклический кризис мировой задолженности.

Внешние заимствования увеличивают ресурсы экономиче­ского развития, но предполагают их обслуживание:

1) выплату основной суммы кредита;

2) уплату процентов по кредиту.

Вместе взятые, эти выплаты представляют собой прямые вычеты из дохода и сбережений страны-должника.

При определении валютно-финансовых условий международного кредита кредитор исходит из кредитоспособности — способности заемщика получить кредит — и пла­тежеспособности — способности заемщика своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам.

Платежеспособность зависит от наличия ресурсов,которыми располагает страна-должник, т. е. от объема ее ВНП, а также экспортной базы.

Признаком наступления кризиса платежеспособностиобычно служат нарушения графика платежей по обслуживанию долга.

Стратегия выхода из кризиса платежеспособности зависит от того, какие факторы его порождают. В одних странах решающую роль в развитии долгового кризиса играют внешние факторы, в других — внутренние. К внешним факторам относятся: ухудшение условий внешней торговли; падение спроса на мировом рынке на экспортные товары страны-должника, ухудшение условий международного кредитования.В числе внутренних факторов — бюджетный дефицит, инфляция, завышенный валютный курс, неэффективность и убытки государственных предприятий и др.

Кризис платежеспособности имеет тяжелые социально-экономические последствия для страны-должника:

· острая нехватка конвертируемой валюты;

· снижение импорта потребительских товаров, сырья, ма­шин, оборудования;

· свертывание производства;

· сокращение капиталовложений;

· падение жизненного уровня населения.

Одной из острейших нерешенных проблем концаXX —начала XXI в. является проблема международной задолженности. Для анализа уровня и динамики внешнего долга, способности страны продолжать обслуживать внешний долг, используя валютные поступления, Мировым банком приме­няются следующие соотношения:

· отношение общей суммы внешнего долга к экспорту товаров и услуг;

· отношение общей суммы внешнего долга к валовому национальному доходу;

· отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услугу

· отношение платежей процентов к валовому националь­ному доходу;

· отношение международных резервов к импорту товаров и услуг;

· доля краткосрочного долга в общей сумме внешнего долга;

· доля долга международным организациям в общей сум­ме внешнего долга.

Международный опыт поиска решения проблемы внешней задолженности экономическими методами в настоящее время основывается на положении о том, что существует некоторый оптимальный уровень внешней задолженности страны, ко­торый позволяет ей продолжить обслуживать внешний долг (долговая кривая Лаффера). С точки зрения кредитора наи­более разумная политика управления внешним долгом стран заключается в том, чтобы путемреструктуризации долгаподдерживать платежеспособность стран-должников на оп­тимальном для кредитора уровне.

Страны с высоким уровнем задолженности проводят поли­тику, основанную на стабилизационной программе Междуна­родного валютного фонда, которая предполагает:

· отмену или либерализацию валютного и импортного контроля;

· снижение обменного курса местной валюты;

· проведение жесткой внутренней антиинфляционной программы, включая контроль за кредитами банков, правительственный контроль за дефицитом государст­венного бюджета, отказ от индексации ставок заработ­ной платы, поощрение свободы рынков;

· открытие экономики мировому хозяйству и поощрение иностранных инвестиций.

 

 

ТЕМА: ВВП ПО ПАРИТЕТУ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ

 

В качестве показателя, на основе которого страны относятся к той или иной группе, рассматривается характер ее экономики (является ли она рыночной или переходной), а также уровень социально-экономического развития (который определяется, прежде всего, величиной валового внутреннего продукта – ВВП на душу населения, отраслевой структурой ВВП, уровнем и качеством жизни населения страны).

При этом одним из важнейших показателей является критерий ВВП на душу населения. Чтобы данные по различным странам по нему были сопоставимы, необходимо из национальных валют переводить ВВП в единую валюту, используя для этого не реальные изменяющиеся обменные курсы, а так называемый паритет покупательной способности – ППС.

ППС – это соотношение между национальными валютами по их покупательной способности, т.е. с учетом различий в ценах в странах на одни и те же выбранные для сравнения, товары и услуги.

Проблема в том, что когда устанавливаются обменные курсы, то берется соотношение спроса и предложения на ту или иную национальную валюту, складывающееся в ходе экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг. Однако на практике страны мира довольно существенно различаются по структуре своих внешнеэкономических операций, лишь часть производимых в них товаров и услуг (часть ВВП) экспортируется в другие страны (или резко различаются масштабы этого экспорта), другая же часть товаров и услуг реализуется внутри самих стран (т.е. с точки зрения международной торговли они выступают как неторгуемые товары и услуги). При определении же ППС используются как торгуемые так и неторгуемые товары и услуги. На практике в рамках Программы международных сопоставлений ООН берут набор («корзину») из 3200 основных потребительских товаров и услуг, 236 основных инвестиционных товаров и 16 типичных строительных объектов, определяют его стоимость в национальной валюте исследуемой страны и в долларах США и на этой основе устанавливают ППС между национальной валютой и долларом. По указанным причинам реально существующий обменный курс и ППС не совпадают.