Вопрос 5. Ценообразование олигополии и устойчивость цен

Вопрос 4. Картель

Картель – это модель сговора олигополии, основанная на кооперативной стратегии. Это сговор о территориальном разделе рынка, поддержании цен для максимизации прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж. При этом производственная и коммерческая самостоятельность фирм сохраняется, однако участники зависят друг от друга, т.к. вступают в явный или неявный, письменный или устный сговор.

Под катрелем понимают законную и незаконную деятельность. Законный картель: передача функций маркетинга, снабжения, контроля качества головной фирме. Незаконный картель: соглашение о сокращении выпуска продукции, ограничении свободной конкуренции, диктат в области ценообразования (преследуется антимонопольным законодательством стран).

Олигополистам известен отраслевой спрос, предельный доход и издержки всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создавая таким образом картель.

Картель устанавливает равновесие подобно монополисту. Если в отрасли действует две фирмы, то предельные издержки (МС) для картеля можно найти путем суммирования предельных издержек дуополистов (MC = MC1 + MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q и цену P,исходя из условия максимизации совокупной прибыли MR = МС.

В случае дуополии картель распределяет совокупный объем производства между дуополистами (Q = Q1 + Q2) таким образом, чтобы их предельных издержках были одинаковы и в совокупности равны предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли.

Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, может быть неравнозначной, картель может предусматривать ее последующее перераспределение между дуополистами.

ОПЕК – международная организация стран-экспортеров нефти – картель, контролирует добычу нефти с целью регулирования цен.

Модели ценообразования олигополии:

1) Твердость цен. Участники рынка знают, что конкуренты не последуют вслед за повышением цен, но будут дублировать любое их понижение.

2) Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль. На рынке устанавливается цена на уровне минимальных долгосрочных средних издержек, что делает невыгодным продажу товара малых фирм, у которых эти издержки выше.

3) Установление цен по принципу «издержки плюс». Цена рассчитывается по формуле

P = AVC + m*AVC, где AVC – средние постоянные издержки; m – процент надбавки.

m = - 1 / (1 + ЕQ); ЕQэластичность спроса по цене.

Чем выше эластичность спроса, тем ниже процент надбавки и цена.

4) Ценообразование, основанное на тайном сговоре. Производители согласовывают свои цены и объемы производства с целью максимизации прибыли.

5) Лидерство в ценах. Крупнейшая фирма устанавливает цену так, чтобы максимизировать прибыль, другие фирмы вынуждены следовать за ней.

Кооперативные модели показывают, что олигополисты стремятся к стабильности. Даже если издержки или спрос меняются, они не склонны менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают цену, т.к. может начаться ценовая война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.

Соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение.

При снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении.

Современные модели олигополии создаются на основе теории игр, которая моделируют поведение конкурентов, учитывая реакцию соперников Задача – найти состояние равновесия, которое устраивает всех участников рынка.