Тема 7. Рынок труда

Вопрос 7. Рыночная и монопольная власть. Антимонопольное регулирование

Рыночная власть – это способность экономического субъекта воздействовать на цену и объем продаж в собственных интересах. Монополизм – это способность воздействовать на цену путем изменения предлагаемого объема продукции.

Антимонопольное регулирование - деятельность государственных органов управления по ослаблению рыночной власти, ее ограничению, предотвращению злоупотребления ею. Антимонопольное законодательствосовокупность законов и правовых норм, устанавливающих права, обязанности и ответственность экономических субъектов по поводу ослабления конкуренции и злоупотребления рыночной властью.

Основные направления антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой. Направления АМП: ограничение монополизации рынка; контроль слияний и поглощений, ценовой дискриминации и других методов нечестной конкуренции; защита прав потребителя; защита и поддержка малого и среднего бизнеса.

В Республике Беларусь развитие антимонопольного регулирования началось в 1990-х гг. С 2001 г. Министерство экономики является главным органом Республики Беларусь по вопросам антимонопольной политики Оно ведет учет субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках; регулирует деятельности естественных монополий; контролирует деятельность монополистов; разрабатывает Программу демонополизации и развития конкуренции. Доминирующим признается положение субъекта, если его рыночная доля превышает предельную величину, установленную Минэкономики, за исключением случаев государственной или естественной монополии.

Сферами естественных монополий признаются:

ü транспортировка нефти, нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам;

ü передача и распределение электрической и тепловой энергии;

ü централизованное водоснабжение и водоотведение;

ü услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

ü услуги железнодорожного транспорта и авиаперевозки.

Правовой основой антимонопольной политики являются Законы «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. № 2034-XII, «О рекламе» от 18.02.1997 г. № 19-З, «О защите прав потребителей» от 9.01.2002 г. № 90-З, «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-З с изменениями и дополнениями.

Цели изучения темы:

- дать понятие рынка труда и спроса на рынке труда;

- рассмотреть процесс формирования предложения на рынке труда;

- изучить влияние спроса и предложения труд на уровень заработной платы;

- охарактеризовать рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

- выявить сущность и формы заработной латы;

- объяснить причины возникновения дифференциации заработной платы и дискриминации труда.