Вопрос 2. Виды олигополии
Вопрос 1. Признаки олигополии
План
Тема 6. Олигополия
Цели изучения темы:
- определить понятие и характерные черты олигополии;
- выяснить причины возникновения и распространения олигополии;
- рассмотреть механизм ценообразования и определения объема выпуска продукции в условиях олигополии;
- рассмотреть применение теории игр при анализе олигополистического рынка;
- оценить роль неценовой конкуренции и восприимчивости олигополии к НТП.
1. Признаки олигополии
2. Виды олигополии
3. Стратегии олигополии
4. Картель
5. Ценообразование и устойчивость цен олигополии
6. Олигополия и эффективность
7. Рыночная и монопольная власть. Антимонопольное регулирование
Олигополия - тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм над основным выпуском отрасли.
Дуополия - контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.
Олигопсония - контроль нескольких крупных потребителей над объемом спроса
Признаки олигополии:
1) ограниченное число крупных продавцов и множество мелких (2-10);
2) взаимозависимость продавцов;
3) покупатели не влияют на цену товара;
4) меняя цену или объем выпуска, олигополист учитывает ответную реакцию соперника;
5) наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль;
6) преимущественное использование неценовой конкуренции (техническое превосходство, особые методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий до и после продажи, имидж фирмы).
Количество фирм может быть различно (2-10) и зависит от концентрации рынка в руках каждой фирмы. Сама концентрация рынка обусловлена характером издержек, масштабом производства и существующими барьерами для вступления в отрасль.
Причины существования олигополий:
- положительный эффект масштаба производства позволяет снижать средние издержки, что делает неприбыльным существование мелких фирм;
- возможность лицензирования продукции олигополистом;
- необходимость расходов на рекламу является препятствием для мелких фирм.
Термин «олигополия» введен английским гос.деятелем Томасом Муром в1516 г.
По степени дифференциации продукции различают:
- однородную олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.);
- дифференцированную олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).
По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:
- плотную олигополию: четыре ведущих фирмы производят 60% продукта и более, в результате чего их сговор легко осуществим;
- неплотную олигополию: четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.
По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:
- последовательную игру олигополистов: фирмы принимают решения поочередно, учитывая предыдущие действия соперника;
- одновременную игру олигополистов: фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов.
Олигополия может играть с ценами (ценовая олигополия) или объемами производства (количественная олигополия).
По степени взаимозависимости олигополистов:
- некооперативную олигополию: участники не зависят друг от друга;
- кооперативную олигополию: участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.