Вопрос 2. Виды олигополии

Вопрос 1. Признаки олигополии

План

Тема 6. Олигополия

 

Цели изучения темы:

- определить понятие и характерные черты олигополии;

- выяснить причины возникновения и распространения олигополии;

- рассмотреть механизм ценообразования и определения объема выпуска продукции в условиях олигополии;

- рассмотреть применение теории игр при анализе олигополистического рынка;

- оценить роль неценовой конкуренции и восприимчивости олигополии к НТП.

1. Признаки олигополии

2. Виды олигополии

3. Стратегии олигополии

4. Картель

5. Ценообразование и устойчивость цен олигополии

6. Олигополия и эффективность

7. Рыночная и монопольная власть. Антимонопольное регулирование

 

Олигополия - тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм над основным выпуском отрасли.

Дуополия - контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.

Олигопсония - контроль нескольких крупных потребителей над объемом спроса

Признаки олигополии:

1) ограниченное число крупных продавцов и множество мелких (2-10);

2) взаимозависимость продавцов;

3) покупатели не влияют на цену товара;

4) меняя цену или объем выпуска, олигополист учитывает ответную реакцию соперника;

5) наличие барьеров для вступления новых фирм в отрасль;

6) преимущественное использование неценовой конкуренции (техническое превосходство, особые методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий до и после продажи, имидж фирмы).

Количество фирм может быть различно (2-10) и зависит от концентрации рынка в руках каждой фирмы. Сама концентрация рынка обусловлена характером издержек, масштабом производства и существующими барьерами для вступления в отрасль.

Причины существования олигополий:

- положительный эффект масштаба производства позволяет снижать средние издержки, что делает неприбыльным существование мелких фирм;

- возможность лицензирования продукции олигополистом;

- необходимость расходов на рекламу является препятствием для мелких фирм.

Термин «олигополия» введен английским гос.деятелем Томасом Муром в1516 г.

 

По степени дифференциации продукции различают:

- однородную олигополию – отрасль, производящую стандартизированную продукцию (сырье, материалы и т.д.);

- дифференцированную олигополию – отрасль, производящую товары-субституты, дифференцированную продукцию (автомобили, компьютеры и др.).

По совокупной рыночной доле четырех ведущих фирм выделяют:

- плотную олигополию: четыре ведущих фирмы производят 60% продукта и более, в результате чего их сговор легко осуществим;

- неплотную олигополию: четыре ведущих фирмы покрывают до 40% рынка, в результате чего сговор невозможен.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:

- последовательную игру олигополистов: фирмы принимают решения поочередно, учитывая предыдущие действия соперника;

- одновременную игру олигополистов: фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов.

Олигополия может играть с ценами (ценовая олигополия) или объемами производства (количественная олигополия).

По степени взаимозависимости олигополистов:

- некооперативную олигополию: участники не зависят друг от друга;

- кооперативную олигополию: участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.