Чистая монополия

Совершенная конкуренция и эффективность экономики

Рынку совершенной конкуренции присущи как позитивные так и негативные черты. Конкурентная фирма находится в положении равновесия в долговременном периоде, если:

P=MR=MC=ATCmin=LATCmin (42)

выполняются следующие условия.

Экономический смысл.

1.Равновесие устанавливается на уровне минимальных долгосрочных и краткосрочных средних издержек. (ATCmin=LATCmin). Это говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективно. Это означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию. В противном случае, они будут нести убытки и покинут отрасль.

2.Фирма и отрасль работают без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода (D=MR), а кривая предложения ‑ с кривой предельных издержек (S=MC). Поэтому условие долгосрочного равновесия в конкурентной отрасли равносильно тождеству спроса и предложения на данный продукт (т.к. MR=MC, то S=D). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство равно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.

3.В долгосрочном периоде фирмы безубыточны (P=LATCmin). Что с одной стороны гарантирует отрасли устойчивость: фирмы не несут убытков. А с другой стороны ‑ нет и экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.

 

К числу недостатков совершенной конкуренции можно отнести следующие:

1.Малые предприятия наиболее типичные для этого типа рынка, не могут использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства доступна только крупным фирмам.

2.Рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-технический прогресс. Небольшим фирмам не хватает средств для финансирования длительных и дорогостоящих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Рынок совершенной конкуренции не в состоянии обеспечить широкий диапазон потребительского выбора. Чистая конкуренция приводит к стандартизации продуктов, тогда как другие рыночные структуры порождают широкий диапазон типов, стилей и оттенков качества любого продукта.

 

1 Рынок чистой монополии состоит из одного – единственного, как правило, фирмы-гиганта, производителя данного товара или поставщика услуги. Следовательно, понятия фирма и отрасль, применительно к чисто монопольному рынку тождественны.

2. Фирма-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция будет уникальна, так как не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей.

3. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

4. Барьеры для вхождения на рынок:

1. Исключительные права, полученные от правительства.

2. Патенты и авторские права.

3. Собственность на ресурсы.

4. Преимущества низких издержек крупного производства (см. рис. 67).

 

Естественная монополия - это фирма, которая может обеспечить весь рыночный спрос на какой-либо товар с меньшими средними издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирмы поставляли бы точно такое же количество товара. Естественные монополии преобладают в производстве таких продуктов, как местное обеспечение электроэнергией, газом, местные услуги телефонной связи. Экономия затрат, происходящая из-за крупномасштабного производства (при увеличении темпов роста масштабов производства) является причиной предоставления органами власти доминирующим фирмам монопольных прав.

Взаимосвязь между предельным доходом, эластичностью спроса по цене и общим доходом раскрывает уравнение:

(43)

Если , то предельный доход равен нулю, а изменение общего дохода в ответ на изменение цены не происходит.

Когда спрос эластичен и его числовые значения находятся в интервале , то уравнение показывает, что предельный доход положителен, а совокупный доход растет.

Когда спрос неэластичен , то предельный доход будет отрицательным, а совокупный доход будет падать. Предельный доход меньше цены при всех уровнях выпуска продукции.

На рис. 68 продемонстрирована взаимозависимость эластичности спроса, общего дохода и предельного дохода.

Рис. 68. Спрос, валовой доход, предельный доход в условиях чистой монополии.

В качестве измерителя монопольной власти, т.е. способности монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя объемы продаж, принимается величина на которую цена, максимизирующая прибыль превышает предельные издержки. Этот метод получил название показателя монопольной власти А. Лернера:

(44)

Численное значение коэффициента Лернера находится в интервале 0<L<1. Для фирмы на рынке совершенной конкуренции P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

 

Издержки и определение выпуска монополии, максимизирующей прибыль.

Табл. 10

Р руб. Q ед. TR руб. MR руб./ед. MC руб. TC руб. TR-TC руб.
    -20
-2 -60
-6 -250

 

Рис. 69. Монопольная цена и выпуск.

 

 

Рис.71. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация).

Рис.72. Ценовая дискриминация второй степени.

Рис. 73 Ценовая дискриминация третьей степени.

Монополия, осуществляя ценовую дискриминацию третьей степени, стремится максимизировать общую прибыль, полученную от реализации товаров на двух рынках:

П=ТRA(QA)+TRB(QB)‑TC(QA+QB) (45)

Возьмем производную по объему выпускаемой продукции:

Отсюда следует, что предельный доход на каждом рынке должен быть равен предельным затратам суммарного объема продукции, а условием оптимального распределения продаж между рынками является равенство предельного дохода на каждом из них.

Таким образом, осуществление ценовой дискриминации увеличивает объемы продаж за пределы, устанавливаемые фирмой-монополистом. Объемы производства в этих условиях приближаются к условию, достигаемому при свободной конкуренции.