Тема 1. Предмет и метод микроэкономики

Содержание

1. Предмет и метод микроэкономики…………………………………  
2. Закон предложения, закон спроса. Равновесие. Рынок…………....  
3. Излишки потребителя, теория поведения потребителя………...…  
4. Излишки производителя, поведение производителя, производственная функция………..……………………………....  
5. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли)…………………………...……  
6. Рынки факторов производства………………………………………  
7. Бюджетное ограничение, кривые безразличия, эффект дохода и эффект замещения…………………………………….……………..  
  Библиографический список…………………………………………  
  Обозначения и формулы…………………………………………..  

 

Микроэкономика: предмет, объект, метод. Потребности. Блага. Экономические ресурсы (факторы производства). Кривая производственных возможностей (КПВ). Рынок. Условия формирования рынка. Функции рынка. Виды рынков. Положительные и отрицательные стороны рынка. Цены.

 

Микроэкономика: предмет, объект, метод.

Микроэкономика – одна из частей современной экономической теории, изучающая поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов.

Предметом микроэкономики является процесс принятия решений отдельным экономическим субъектом о том, как ему использовать имеющиеся у него ограниченные ресурсы с наибольшей для него пользой и выгодой.

Ограниченность ресурсов вынуждает экономических субъектов делать выбор с целью решения следующих вопросов:

1) Что производит и в каком объеме?

2) Каким образом производить избранные виды благ?

3) Кто получает то, что произведено?

4) Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления, и какой для будущего?

В качестве объектов изучения микроэкономики выступают отдельные индивиды, домохозяйства, частные фирмы, государственные учреждения и организации. Выводы микроэкономики адресованы коммерсантам и бизнесменам.

Методы микроэкономики.

Микроэкономика делится на позитивную и нормативную.

Позитивная микроэкономика изучает факты и зависимости между этими факторами и отвечает на вопрос: что есть или может быть.

Нормативная микроэкономика предлагает рецепты действий, определяет какие условия желательны или нежелательны, отвечает на вопрос: что должно быть.

Основные методы изучения реальной действительности позитивной микроэкономики:

1) предельный анализ

2) функциональный анализ

3) равновесный подход

4) метод верифицируемости (проверяемости) теории.

Основные методы нормативного микроэкономического анализа:

1) Оптимизационные модели.

2) Равновесные модели.

 

Целью изучения курса «Микроэкономика» является, во-первых освоение основных фундаментальных понятий, категорий и процессов; и, во-вторых использование понятийного аппарата микроэкономики для объяснения экономических процессов, происходящих в экономике страны.

 

Потребность – это всякое состояние неудовлетворенности, из которого человек стремится выйти или же состояние удовлетворенности, которое человек желает продлить; чувство недостатка, которое человек стремится устранить с помощью потребления благ.

 

Классификация видов потребностей:

 

1. По степени неотложности потребностей:

· первичные – еда, одежа, жилье;

· вторичные – образование, карьера.

2. По степени охвата:

· индивидуальные;

· коллективные.

3. По степени осознания понимания потребностей:

· осознанные (явные);

· неосознанные (скрытые).

4. По возможности приобретения благ:

· платежеспособные;

· неплатежеспособные.

5. По эволюции потребностей в зависимости от факта удовлетворения (Пирамида Маслоу, психологическая классификация):

· основные физиологические;

· безопасность;

· социальные (любовь, принадлежность к семье, уважение);

· потребность в самооценке (статус);

· потребность в саморазвитии и самореализации.

 

Блага – все, что удовлетворяет личные и общественные потребности.

 

Классификация видов благ:

1. По степени участия человека в производстве благ:

а) Экономические блага – товары (предметы потребления) и услуги, предназначенные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Они составляют основной круг потребностей людей. Их объем всегда недостаточен для удовлетворения растущих запросов людей, нуждается в постоянном воспроизводстве и распределении.

б) Неэкономические (свободного доступа) блага – это жизненные блага природного характера, имеющийся объем которых значительно больше потребностей людей и доступ к которым не ограничен. Потребление этих благ одними людьми не приводит к возникновению дефицита для других людей. Они не нуждаются в производстве и люди потребляют их бесплатно (воздух, энергия солнца, вода океанов и др.)

2. По субстанции благ:

а) материальные блага – это товары предназначенные для реализации на рынке и

б) нематериальные блага – различные виды услуг как результат полезной деятельности организаций и отдельных лиц, направленный на удовлетворение личных общественных потребностей. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещены процессы производства и потребления. Услугу невозможно хранить, транспортировать, накапливать и т.д.

3. По характеру использования: потребительские (прямые) и производственные (косвенные).

Потребительские (прямые) блага – это предметы потребления, используемые непосредственно для жизнедеятельности людей (еда, одежда, предметы быта и т.д.)

Производственные (косвенные) – средства производства для изготовления предметов потребления.

4. По характеру соотношения друг с другом: комплиментарные блага (т.е. блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления) и субституты (т.е. блага, которые являются заменяемыми по отношению друг к другу).

5. По длительности потребления: долгосрочного и краткосрочного потребления.

 

Экономические ресурсы (факторы производства) – это средства для производства экономических благ (товаров и услуг).

 

Виды ресурсов:

· Земля – все естественные ресурсы (дары природы): собственно земля, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы. Собственники земли получают доход в виде ренты.

· Капитал – это все средства производства, которые используются для создания товаров, услуг и доставки их потребителю. Плата за услуги капитала – процент. В последнее время используется понятие «человеческий капитал», т.е. вложения средств в здоровье и образование человека.

· Труд – все умственные и физические способности человека, которые он использует для производства товаров и услуг. Доход от труда – это заработная плата.

· Предпринимательские способности – особый вид человеческих способностей, заключающийся в эффективном соединении всех других факторов производства. Предприниматели получают доход в виде прибыли.

Все экономические ресурсы ограничены и редки. Их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей общества.

Однако, ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества она преодолевается путем создания ресурсосберегающих технологий, изыскиваются новые ресурсы и т.д. Тем не менее на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место, что побуждает человека эффективно их использовать, т.е. стремиться к максимальной отдаче от ресурсов.

 

Проблемы экономического выбора.

 

Кривая производственных возможностей – это линия каждая точка на которой представляет собой максимальный объем производства двух продуктов.

 

 

Рис. 1: Кривая производственных возможностей

Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (носителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг.

 

Условия формирования рынка:

а) общественное разделение труда;

б) частная собственность на средства и продукты производства.

 

Основные инструменты рынка: спрос, предложение, цена, конкуренция.

 

Функции рынка:

· Ценообразующая;

· Регулирующая;

· Посредническая;

· Информационная;

· Стимулирующая;

· Оздоравливающая.

 

Виды рынков

В зависимости от объектов купли продажи выделяют:

а) рынок товаров; б) рынок услуг; в) рынок капиталов; г) рынок труда; д) рынок информации.

 

С точки зрения границ и масштабов различают:

а) местный; б) национальный (внутренний); в) мировой (внешний).

 

С позиции ценообразования и характера конкуренции различают следующие основные модели рынков:

а) совершенная конкуренция; б) чистая монополия; в) монополистическая конкуренция;

г) олигополия

 

Субъекты рынка: индивидуумы, домохозяйства, фирмы, государство.

Положительный и отрицательные стороны рынка.

Положительные

Отрицательные

 

Цена – определенное количество денежных единиц, получаемых за товар; денежное выражение стоимости товара.

 

Виды цены: цена равновесная; действующая цена; реальная (сопоставимая) цена.

 

Функции цены:

учетная,

стимулирующая,

распределительная.