Методы экономической теории

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Тестовый вопрос.

1. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:

а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами.

б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, занятость и т. д.).

в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов.

г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

2. По мнению американского институционалиста Дж.К. Гэлбрейта, причиной «революции управляющих» является рост значимости такого ресурса, как:

а) труд.

б) капитал.

в) предпринимательство.

г) информация.

3. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики?

а) эффективное использование ресурсов.

б) неограниченные производственные ресурсы.

в) максимальное удовлетворение потребностей.

г) материальные и духовные потребности.

д) редкость блага.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотрение, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и мкроэкономику.

Микроэкономика – раздел экономической науки, изучающей деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм) и их поведение на отраслевых рынках. Например, областью изучения микроэкономики является:

- поведение потребителей (т.е. анализ того, каким образом индивид определяет
размер осуществляемых им сбережений, каким образом он расходует остающиеся
средства на приобретение товаров и услуг, каким образом индивид реагирует на
изменение цен на товары или же уровень получаемого им дохода и пр.);

- поведение производителей;

- анализ отдельных рынков, будь то рынок алюминия или безалкогольных
напитков.

Весьма важным составным разделом микроэкономики является анализ того воздействия, которое те или иные меры государственного регулирования способны оказать на поведение экономических агентов.

Макроэкономика – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, - проблемы безработицы, инфляции, государственное регулирование, внешней торговли и т.д.

4.Что из перечисленного изучает микроэкономика?

а) производство в масштабе всей экономики.

б) численность занятых в хозяйстве.

в) общий уровень цен.

г) производство сахара и динамику его цены.

5. Фундаментальные экономические вопросы «что, как и для кого производить», решаются на микро- и макроуровне. Какой из этих вопросов может решаться только на макроэкономическом уровне:

а) что производится:

б) с каким уровнем инфляции мы столкнемся?

в) сколько товаров и услуг будет произведено?

г) кто будет производить товары и услуги?

6. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровне. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне:

а) каким образом можно достичь уровня полной занятости?

б) что и сколько производить?

в) как избавиться от инфляции?

г) как стимулировать экономический рост?

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Слово "метод" происходит от греческого methodos, что буквально означает «путь к чему-либо».

Метод– учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

К методам экономической науки можно отнести:

1. Формальную логику.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них — это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определенные законы мышления.

2. Диалектику -науку о наиболее общих законах процесса познания.

Основные принципы диалектики: взаимосвязь и развитие.

Основные законы диалектики.Единство и борьба противоположностей. Отрицания отрицания. Переход колиства в качество и обратно.

Основные методы диалектической логики. Восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического.

3. Экономические модели и эксперименты.

Экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов, например:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с
целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение
технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Экономическая модель подобно моделям, используемым в других науках (например, моделям, на которых испытываются корпуса морских судов) представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели.

Мощным импульсом для развития экономического моделирования стали теория и практика народнохозяйственного планирования в СССР. В 1939 г. Леонид Витальевич Канторовичсоздал метод линейного программирования. Развитие технических наук (теории машин и механизмов, теории связи и информации), математики (теории алгоритмов, математической логики, теории вероятностей, математического программирования), а также биологии и физиологии (исследование систем регулирования в живых организмах, учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности и т. д.) способствовало возникновению во второй половине 40-х гг. кибернетики. "Отцом" новой науки стал американский исследователь Норборт Винер.Кибернетика возникла как наука об управлении сложными динамическими системами (независимо от того, является ли такая система механической конструкцией или живым организмом). Применение кибернетических принципов к экономике увенчалось в начале 60-х гг. созданием экономической кибернетики.

Экономические эксперименты – искусственное изменение или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

7. Экономическая теория:

а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем.

б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.

в) не является наукой.

г) не может предсказывать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.