Рынок труда. Спрос и предложение на труд. Роль профсоюзов.
Рис. 5.4. Равновесие Курно
Рис. 5.3. Возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки
По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, поскольку она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует СМИ — печать, радио, телевидение.
Противники рекламы справедливо отмечают ее негативные стороны: необъективность (скорее дезинформирует, чем просвещает); высокие расходы, которые отражаются на цене, уплачиваемой потребителем; создание финансовых барьеров для вступления в отрасль; "засорение" средств массовой информации.
3. Олигополия: (олигарх — однокоренное слово!)
- небольшое количество крупных фирм (3 — 8), которые производят более половины всей выпускаемой продукции в отрасли;
- олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов (руды, нефти, природного газа, лесопиломатериалов), а дифференциация — на рынках потребительских товаров и услуг (операторы мобильной связи, автомобилестроение внутри одной страны).
- наличие существенных барьеров при вхождении в отрасль из-за необходимости большого количества капитала, у крупных заводов может быть многомиллиардная стоимость;
- существенный контроль над ценой и возможность ценового сговора между крупными фирмами. Типичный пример — необоснованный рост цен на лекарства (до 300 %), молочные продукты и гречневую крупу. Контролем за соблюдением конкуренции на различных рынках занимается ФАС — федеральная антимонопольная служба, работающая по следующим направлениям: запрет слияния конкурирующих компаний, контроль за соблюдением закона о рекламе, противодействие ценовым сговорам.
Возможны ценовые войны - постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Модель Курно.Статистический анализ взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии был предложен в 1838 г. французским экономистом Антуаном Огюстьеном Курно. Дуополия — наличие в отрасли только 2-х фирм, простейший вариант олигополии.
Курно исходил из следующих предпосылок. Обе фирмы (А и Б) производят однородный товар. Им известна кривая рыночного спроса. Обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга. Каждая из фирм предполагает выпуск конкурента постоянным, продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках (действуют "с завязанными глазами"). При этом возможны различные варианты.
Допустим, одна из фирма Б принимает решение о приостановке производства. Тогда рыночный спрос полностью обеспечивается выпуском фирмы А. Ее кривая спроса полностью совпадает с кривой рыночного спроса.
При выборе максимизирующего прибыль объема производства фирма А решит производить 120 единиц товара, так как именно при этих условиях сравняются предельный доход MR1 (O) и предельные издержки МС .
Если теперь фирма Б будет производить 40 единиц, то фирма А отреагирует на это сокращением производства до 40 ед.
Соответственно, когда фирма Б производит 60 единиц, фирма А уменьшает свой выпуск до 20 единиц, а когда фирма Б расширит производство до 120 единиц, фирма А вообще остановит свое производство. Отмечая на графике (рис.5.4.), как меняется выпуск фирмы А в зависимости от изменения выпуска фирмой Б, мы получаем кривую реакции фирмы А
Аналогичный анализ можно осуществить и в отношении фирмы Б, получив в результате еще одну кривую реакции — QБ(QА). Пересечение кривых реагирования этих двух фирм (т. Е) показывает равновесие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.
Существует несколько типов олигопольных объединений:
- картель — неформальное объединение фирм с целью определения либо квоты (доли) каждой из них в общем производстве, либо территориальное разделение рынка. В большинстве стран, в т.ч. В России запрещены.
- синдикат — объединение фирм с сохранением их юридической и производственной самостоятельности и сбыт продукции через единую торговую сеть;
- концерн — юридическое объединение фирм с сохранением их самостоятельности, но с координацией из единого финансового центра, может быть многоотраслевым;
- трест - объединение, в рамках которого участники теряют производственную, коммерческую и часто юридическую самостоятельность.
Монополия:
- фирма-продавец является единственным производителем товара или услуги;
- реализуемый продукт уникален, т. к. нет его близких заменителей;
- монополист обладает рыночной властью, контролирует цены и поставки на рынок. Выделяют следующие виды монополий:
Естественная монополия - отрасль, в которой производство продукции одной фирмой при любом объёме выпуска выгодней, чем производство двумя или более фирмами. Конкуренция нецелесообразна в таких отраслях, как водоснабжение, обеспечение электроэнергией, городское метро, железнодорожный транспорт. Такие предприятия относятся к государственной или муниципальной собственности, однако в последнее время они привлекают частные инвестиции. Естественные монополии часто осуществляют ценовую дискриминацию — продажу товаров и услуг по разным ценам различным категориям потребителей (например, дети и пенсионеры платят меньше за услуги общественного транспорта, чем работающее население).
Экономическая монополия — фирма, защищённая от потенциальных конкурентов правовыми нормами или владеющая уникальными ресурсами (например, виноградники с особыми сортами винограда);
Временная (случайная) монополия — фирма, на короткое время ставшая единственным
производителем к.-л. инновационного товара, затем в отрасль проникают конкуренты.
Монополиями называют и олигопольные фирмы, если они могут существенно влиять на цены производимой в отрасли продукции.
Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем производства, то монополист может не только определять объем производства, но назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = MR, то на монополизированном рынке Р > MR.
Считается, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции
Выделяют ещё некоторые модели рыночных структур:
Монопсония — 1 покупатель и много продавцов. Существует в моногородах, в которых действует 1 градообразующее предприятие (от успешной деятельности которого зависит вся инфраструктура города), являющееся единственным покупателем рабочей силы и множество людей, предлагающих свои услуги на рынке труда;
Двусторонняя монополия — наличие 1 покупателя и 1 продавца, например, редкий заказ на оборонную или наукоёмкую продукцию одной фирме со стороны единственного покупателя - государства.
Лекция 6. Рынки факторов производства.
План лекции.
1. Рынок труда. Спрос и предложение на труд. Роль профсоюзов.
2. Рынок капитала. Ссудный процент.
3. Рынок земли. Понятие ренты. Цена земли.
Спрос и предложение на этих рынках формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг. Поэтому спрос на ресурсы выступает как производный спрос, а предложение ресурсов зависит в конечном счете от предложения потребительских благ.
Единого рынка ресурсов нет, но есть совокупность взаимосвязанных рынков – рынок труда, рынок капитала, рынок земли, рынка предпринимательских способностей (к этим основным рынкам часто добавляют рынок информации) Изучение любых рынков (и рынки факторов производства не составляют исключения) начинают с анализа совершенной конкуренции, переходя к изучению несовершенной конкуренции.
На рынке труда субъектами спроса на труд являются фирмы, а субъектами предложения труда – трудовые ресурсы.
Заработная плата в современной экономической науке - цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника.
В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют повременные (почасовую, дневную, недельную, помесячную), сдельные, аккордные и другие виды оплаты.
Различают номинальную и реальную заработную плату.Номинальной заработной платой называют сумму денег, полученную наемным работником,реальной — совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги с учетом их покупательной способности. Для большинства населения развитых стран заработная плата представляет основной источник существования, она составляет, как правило, 2/3 — 3/4 национального дохода.
Главным фактором, влияющим на уровень зарплаты, является эффективность использования трудовых ресурсов, измеряемая прежде всего прямым показателем "производительность труда" (или обратным "трудоемкость"). С целью упрощения будем считать, что цена факторов производства отражаетих качество (хотя в реальной действительности так бывает далеко не всегда). Например, качество труда зависит от физического здоровья, общего и специального образования, организаторских способностей, производственного опыта и т. д.
Есть и такие факторы, которые вообще с трудом поддаются стоимостному измерению (нравственные ценности, социально-психологический климат в коллективе), хотя играют при этом огромную роль.
Для фирмы выгодно нанимать дополнительных работников до тех пор, пока увеличение выручки превосходит рост издержек, т. е. пока предельный продукт труда (в денежном выражении) не сравняется с предельными издержками, т. е. с зарплатой .
mrp = mrc = wс.
Поскольку зарплата каждого работника равна wс, то совокупные издержки предпринимателя на зарплату соответствуют площади wсELс0. Изменение зарплаты обусловливает объем спроса на труд (рис. 6.1.).
Если зарплата вырастет с w0 до w1, то количество нанятых работников сократится с l0 до l1 ; если зарплата упадет до w2, то число занятых возрастет до l2. Таким образом, согласно неоклассической теории, количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты
W
E1 SL1
W1
E0 SL0
W0
E2 SL2
W2
0 l1 l0 l2 L