Неценовая конкуренция. Реклама.

Рис. 5.2. Моноолистичекя конкуренция: равновесие в долгосрочном периоде.

Рис. 5.2 Монополистическая конкуренция

Рис. 5.1 Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

Рис.4.8. Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции

Рис. 7.5. Цена, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции

Рис.4.17. Производство фирмы и достижение максимальной прибыли

Рис.4.16. Предельные и средние издержки

Рис.5.15. Средние общие издержки

Рис.4.14. Кривая общих издержек

Рис. 4.12. Кривая средних переменных издержек

Рис. 4.10. Кривая средних постоянных издержек

Рис. 4.9. Постоянные издержки

 

Т.к. с увеличением объема произ­водства растет общая выручка, то средние постоянные издержки представляют собой все меньшую и меньшую величину, приходя­щуюся на единицу изделий (см. рис. 7.8). Средние постоянные из­держки обозначаются AFC (Average Fixed Cost):

AFC = FC/Q,

Переменные издержки(variable cost) это издержки, величина которых изменяется в зависи­мости от увеличения или уменьшения объема производства:

- затраты на сырье,

- затраты на электроэнергию, вспомогательные материалы,

- заработная плата рабочих и менеждеров,

- налог на прибыль. Они обозначаются VC.

В начальный период организации производства переменные издерж­ки растут более быстрыми темпами, чем произведенная продукция (см. рис.4.11).

По мере достижения оптимальных размеров производства (в точке Q,) происходит относительная экономия переменных издержек. Одна­ко дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек, когда увеличение выпуска требует более бы­строго роста издержек по сравнению с ростом производства.

Рис.4.11. Кривая переменных издержек

 

Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек на объем про­дукции Q: AVC = VC/Q. Они достигают своего минимума, когда достигнут технологически оптимальный размер предприятия (см. рис.4.12).

Понятие средних переменных издержек необходимо для опре­деления эффективности хозяйствования фирмы, положения рав­новесия и определения ближайших перспектив развития — расширения, сокращения производства или ухода из отрасли. Разгра­ничение постоянных и переменных издержек имеет важное значе­ние для анализа процесса производства и поведения фирмы.

 

Общие издержки (total cost) — совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период. Они обозначаются ТС.

Часть издержек, не изменяющаяся с увеличением или сокра­щением производства, называется постоянными издержками, дру­гая часть, зависящая от размеров производства, — переменными. Общие издержки представляют собойих сумму:

ТС = FC + VC,

Графически это означает суммирование кривых постоянных и переменных издержек (см. рис.4.13.).

 

Средние общие издержки (или себестоимость)

АТС = TC/Q

или

АТС = AFC + AVC = (FC+VC) /Q.

Графически АТС могут быть получены путем сум­мирования кривых AFC и AVC (см. рис.5.15.).

Предельные издержки(marginal cost)это приращение совокупных издержек, вызванное бесконеч­но малым увеличением производства, издержки, связанные с производством пос­ледней единицы продукции:

 

MC = dTC/dQ = d(FC + VC)/dQ

Из этой формулы видно, что постоянные издержки не влияют на величину предельных издержек. Предельные издержки — про­изводная функция только от переменных издержек:

MC = dVC/dQ

 

Когда МС < АТС, кривая средних издержек идет вниз: произ­водство каждой новой единицы продукции уменьшает средние из­держки;

когда МС > АТС, кривая средних издержек идет вверх: произ­водство новой единицы продукции увеличивает средние издержки;

когда AТC = min, то МС = АТС.

Кривая предельных издержек пересекает кривую средних пере­менных издержек и кривую совокупных издержек в точкахих ми­нимального значение (см. рис.4.16.).

 

 

 

Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Современная экономическая теория утверждает, что макси­мизация прибыли или минимизация издержек достигается только тогда, когда предельный доход равен предельным издерж­кам (MR = МС).

 

TR, TC Общая выручка и издержки

Соединив графика TR и ТС, легко понять, в каких пределах варьи­руется деятельность предприятия, приносящая доход. Максималь­ная прибыль производится, когда разрыв между TR и ТС наиболее велик (отрезок АВ). Точки С и D являются точками критического объема производства. До точки С и после точки D совокупные из­держки превышают совокупный доход (ТС > TR), такое производ­ство экономически убыточно и потому нецелесообразно. Именно в интервале производства от точки К до точки N предприниматель получает прибыль, максимизируя ее при выпуске, равном ОМ. Его задача — закрепиться в ближайшей окрестности точки В. В этой точке угловые коэффициенты предельного дохода (MR) и предель­ных издержек (МС) равны: MR = МС. Таким образом, условием мак­симизации прибыли является равенство предельного дохода предель­ным издержкам.

 

Лекция 5.

Разграничение временных периодов имеет важ­ное значение для анализа издержек и особенностей поведения фир­мы в условиях совершенной конкуренции, чистой монополии, оли­гополии, монополистической конкуренции и других типов рыноч­ных структур

В условиях совершенной конкуренции, когда производителей бесконечно много, никто из них не может оказать существенного влияния на цену производимой продукции.

Для фирм цена склады­вается объективно, независимо от их воли и желания, в результате чего каждая из фирм выступает как ценополучатель.

Поэтому если отложить на оси абсцисс количество продукции Q, а на оси орди­нат — цену Р, тоих взаимосвязь изображается прямой, парал­лельной оси абсцисс (см. рис. 7.5). С экономической точки зрения это означает, что эластичность спроса по цене бесконечно велика.

 

 

О Требуемое количество продукции (продано)

 

 

 

 

Лекция 5. Модели рыночной экономики. Фирма в условиях совершенной и несовершенной конкуренции.

 

План лекции.

 

1. Совершенная конкуренция.

2. Монополистическая конкуренция.

3. Олигополия и виды олигопольных объединений.

4. Монополия и её виды. Деятельность ФАС.

 

Конкуренция — соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет 4 основных модели рынка: совершенная конкуренция (полиполия), монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

 

1. Характеристика совершенной конкуренции:

- большое количество самостоятельных производителей и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара, которые приспосабливаются к существующим ценам и выступают как ценополучатели.

- каждый продавец продаёт однородный продукт, т.е. товары различных фирм в представлении покупателей неразличимы и полностью взаимозаменяемы (являются совершенными товарами-субститутами);

- полная прозрачность рынка: каждый продавец (производитель) и покупатель владеет полной и достоверной информацией о цене, количествах товаров, затратах и спросе на рынке;

- барьеры для входа на рынок в долгосрочном аспекте минимальны, либо вообще отсутствуют, т. е. любой производитель может без препятствий войти в отрасль и выйти из неё. Ресурсы полностью мобильны и легко перемещаются из одного вида деятельности в другой.

В реальной экономической жизни совершенной конкуренции в чистом виде не существует, подобная структура как идеальная модель рынка необходима для сравнения её с реальными рыночными структурами несовершенной конкуренции. Близкими к совершенной конкуренции считаются рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, а также западная экономика до начала ХХ века.

Достоинство совершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде соблюдается равенство MR = MC = AC = P (рис. 5.1).

 

 

Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях со­вершенной конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая предпосылка нереальна, так как в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в данную отрасль другие фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция помогает распределить ограничен­ные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовле­творения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмы будут производить макси­мально возможное количество продукции до тех пор, пока предель­ные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его уда­лось купить.

При этом достигается не только высокая эффектив­ность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Графи­чески это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы про­дукции были выше цены (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль.

Если бы средние издержки были ниже кривой спро­са и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кри­вые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длитель­ного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Совершенная конкуренция, как и свободная рыночная экономика в целом, обладает рядом недостатков.

Она исходит из платежеспособ­ных потребностей, из распределения денежных доходов, которые сложились ранее.

Совершенная конку­ренция учитывает лишь те издержки, которые окупаются.

 

В этом случае говорят о побочных внешних выгодах или из­держках (положительных или отрицательных экстерналиях). Возможно недопроизводство положительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.

 

Совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение по­требителям, однако не могут быть четко разделены, оценены и про­даны каждому потребителю в отдельности (поштучно). Это отно­сится к таким общественным благам, как противопожарная без­опасность, национальная оборона и т. д.

Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необ­ходимую для ускорения научно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальных исследований (которые, как пра­вило, бывают убыточными), наукоемких и капиталоемких отраслей.

 

Совершенная конкуренция способствует унификации и стан­дартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора. Между тем в современном об­ществе, достигшем высокого уровня потребления, развиваются раз­нообразные вкусы.

Потребители все больше не только учитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее офор­мление, дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждого человека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг, что связано, однако, с повыше­нием издержек их производства.

 

Виды несовершенной конкуренции:

2. Монополистическая конкуренция:

- с совершенной конкуренцией её объединяет большое количество продавцов, но при этом выделяются несколько крупных лидеров рынка, каждый из которых может занимать свою нишу;

- дифференциация товара разных производителей по следующим признакам: торговая марка или бренд, размеры и внешний вид упаковки, цветовые различия в образе марки (например сине-жёлтая гамма в позиционировании сети гипермаркетов «Лента» и оранжевая у конкурента - «Карусели»), реклама, различный до- и послепродажный сервис. Различия товаров и услуг могут быть существенными, а также мнимыми, т. е. потребителей пытаются убедить в том, что товар определённой фирмы является особенным;

- за счёт дифференциации (индивидуализации) продукции у производителей появляется возможность влиять на цену;

- доступ в отрасль для новых производителей (продавцов) затруднён в силу сложившихся у потребителей предпочтений и приверженности определённым торговым маркам;

- для участников рынка нет полной прозрачности и информированности, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами.

Структуре монополистической конкуренции соответствует большинство потребительских рынков: аудио-, видеотехники, одежды, обуви, туристских услуг. Рынок продуктов питания, по логике, также должен соответствовать подобной модели. Но большинство позиций при кажущемся разнообразии торговых марок представлены небольшим количеством фирм, а это уже другая рыночная структура, рассматриваемая в следующем разделе.

Определение цены и объема производства.Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (D ) параллельна оси абсцисс, то при монополистической кон­куренции она приобретает небольшой отрицательный наклон (см. D на рис. 5.2).

Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чис­той монополии. Степень эластичности в условиях монополистичес­кой конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глуби­ны дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в диф­ференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый рас­четливый и меркантильный покупатель.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в услови­ях монополистической конкуренции производится меньше продук­та. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рc, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рm (см. рис. 9.1).

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую эко­номическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде со­здается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни при­были, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).

В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конку­ренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

Издержки монополистической конкуренции.Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная. Если в условиях совер­шенной конкуренции Р = МС то при монополисти­ческой конкуренции Р > МС (см. рис. 5.2).

Легко заметить, что Рm > min AC, тогда как в условиях совер­шенной конкуренции Р = АС. Это означает, что при монополисти­ческой конкуренции возникает неполная загрузка производствен­ных мощностей.

Эти избыточные мощности и являются платой за дифферен­циацию продукта. Чем круче угол наклона кривой спроса, тем дальше влево сдвигается объем производства от оптимальных размеров, которые достигаются в точке минимума АС (сравним Qc и Qm на рис. 9.2).

Однако, чем сильнее дифферен­циация экономических благ, тем в большей мере промышленность способна удовлетворить многообразные интересы и изощренные вку­сы потребителей.

В условиях научно-технического прогресса стремительно уве­личивается число предлагаемых товаров и услуг. Важную роль в их проталкивании на рынке играет реклама. Реклама пытается приспособить потребительский спрос к новому продукту. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку реклама расширяет спрос и способствует уменьшению эластичности спроса по цене.

На рис. 9.3 представлены возможное влияние рекламы на объем производства и средние совокупные издержки. Допустим, первоначальные издержки равны АС1, а объем продаваемой про­дукции — Q1.

В результате успешно проведенной рекламы объем продаж расширяется до Q2. При этом возможно даже понижение средних издержек производства в результате значительной эконо­мии от масштаба производства, перекрывающей расходы, связан­ные с рекламой (АС2 < АС1).

Однако, если рекламная кампания окажется неудачной и не будет способствовать продвижению това­ра на рынке, тот же самый объем продукции (Q3 = Q1) фирма будет продавать по более высокой цене (АС3 > АС1), которая возросла на величину издержек, связанных с рекламной кампанией.