Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

Рис. 2.3. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

 

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла. Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса (предложения). Если существует избыток спроса Q2 – Q1 при цене Р1 (см. рис. 3.14а), то в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до тех пор, пока не исчезает избыток. В случае избытка предложе­ния (при цене Р2 ) конкуренция продавцов приводит к исчезновению избытка.

 

 

Рис. 2.3. Концепция формирования равновесной цены

по Л. Вальрасу

 

Главным в подходе А. Маршалла является разность цен Р1 — Р2 Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реаги­руют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста предложения. Увеличение (уменьшение) объема предложения сокращает эту разность и тем са­мым способствует достижению равновесной цены (см. рис. 3.14б).

 

Рис. 2.3. Концепция формирования равновесной цены

по А. Маршаллу

 

Короткий период лучше характеризуется моделью Л. Вальраса, длительный — моделью А. Маршалла.

 

2.4. Эластичность спроса.

 

Эластичность спроса по цене— отношение изменения спроса (в%) к изменению цены (в%)

Для измерения отношений спроса в зависимости от изменения цены в экономической теории используют относительные приращения. Отсюда и использование двух методов расчета эластичности: точечная и дуговая эластичность

Точечная эластичность применяется при малых приращениях (обычно до 5%) или в абстрактных задачах, где задаются непрерывные функции спроса:

 

 

В тех случаях, когда приращение величин превышает 5%, а также, если у нас недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности:

 

 

Qd - покупаемое количество блага;

Р – цена этого блага.

Эластичность спроса по цене будет всегда отрицательной величиной, так как при увеличении цены величина спроса уменьшается (числитель и знаменатель коэффициента эластичности имеют разные знаки).

На эластичность спроса по цене влияют следующие основные факторы:

1. Наличие товаров знаменателей: спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть более эластичным.

2. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке: спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длинном.

3. Значимость товара для потребителя: спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.

4. Удельный вес товара в доходе потребителя: чем больший объем затрат в бюджете потребителя приходится на приобретение данного товара или услуги, тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.

 

Виды эластичности спроса по цене:

1. Спрос с единичной эластичностью: Ed = 1 ; изм.Q = изм.P

В реальной жизни встречается редко. Используется как теоретическая модель.

 

  1. Неэластичный спрос: Еd < 1 ; изм. Q < изм.P ,

Характерен для товаров первой необходимости, когда даже существенное изменение в цене практически не приводит к изменению в спросе.

 

3. Абсолютно неэластичный спрос: Еd = 0; изм.Q = 0

Такой спрос на товары, не имеющие близких заменителей, на уникальные товары, когда увеличение или уменьшение цены вообще не приводит к изменению спроса (например, спрос на соль или услуги метрополитена). Кривая неэластичного спроса является вертикалью.

 

4. Эластичный спрос: Еd > 1 ; изм. Q > изм.Р

спрос на предметы роскоши и дорогие товары

 

5. Абсолютно эластичный спрос: Ed ~ (к бесконечности), изм. Р 0;

изм. Q ~. Необходимо учитывать, что равенство изм. Р = 0 невозможно по законам математики, следовательно, кривая спроса будет только максимально приближаться к горизонтали.Такой спрос на продукцию отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции (теоретическая модель). Даже малейшее изменение в цене приводит к практически бесконечному изменению в спросе.

 

Эластичость спроса по доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное изменением дохода.

Эластичность спроса по доходу существенно зависит от качественной характеристики товара:

- Если EdI > 0, то товар относится к категории «нормального или качественного» товара;

- Если EdI < 0, то речь идет о неполноценных благах;

 

 

2.5. Эластичность предложения

 

Расчет коэффициентов эластичности предложения аналогичен формулам эластичности спроса, только без знака минус, так как при увеличении цены предложение увеличивается.

Эластичность предложения – отношение процентного изменения количества предложения к процентному изменению цены:

изм. Qs (в%)

Еs = -----------------

изм. Р (в%)

 

Основными факторами, влияющими на эластичность предложения по цене, являются:

1. наличие избыточных мощностей;

2. наличие запасов товара у продавцов;

3. мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства;

4. время.

В отличие от спроса, при анализе динамики предложения существенную роль играет фактор времени. Если спрос в зависимости от цен, доходов и других факторов меняется, как правило, достаточно быстро, то для существенного изменения предложения требуется привлечение значительных ресурсов и реорганизация производства.

При оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший (или мгновенный) период, краткосрочный и долгосрочный.

В условиях кратчайшего периода (в среднем 1 месяц) не удается изменить предложение, несмотря на изменение цен, потому что по определению кратчайшего периода факторы производства в течение этого периода неизменны. Таким образом, предложение совершенно неэластично Esp = 0. Для разных товаров возможность увеличить производство и, соответственно, длительность кратчайшего периода может варьироваться в довольно широких пределах. Для сферы услуг этот период может быть меньше месяца.

В условиях краткосрочного периода (до года) хотя бы один фактор производства остается неизменным. Поэтому в этот период возможности изменения производства ограничены. Как правило, в краткосрочном периоде считают неизменными технологию и оборудование, а материальные и трудовые ресурсы рассматриваются в качестве переменных.

Долгосрочный период позволяет все факторы рассматривать как переменные. Он предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение количества фирм в отрасли. Возможно, также и изменение технологии производства, которое позволит существенно повысить производство товара. Поэтому в долгосрочном периоде эластичность предложения выше, чем в двух предыдущих случаях.

Практическое значение теории эластичности.Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической политики фирм и значение теории правительства. Это наглядно видно на примере эластичности налоговой политики государства. Допустим, го­сударство вводит определенную (фиксированную) сумму налога на единицу товара, что равносильно смещению кривой предложения S вверх до S' (см. рис. 2.4).

Сумма налога распределяется между потребителями и произ­водителями, а также включает избыточное налоговое бремя, яв­ляющееся омертвленными издержками, которые представляют чис­тую потерю для общества. Эластичность при этом играет большую роль, так как позволяет определить, какую часть налога выпла­чивают предприниматели, а какую — потребители.

 

0 Количество

 

Рис. 2.4. Распределение налогового бремени

 

В случае эластичного спроса большая часть налога выплачи­вается производителем, в случае неэластичного спроса — потреби­телем (сравним разделение отрезка АЕ' на АВ и BE' в первом слу­чае и во втором на рис. 2.5).

 

 

а) Налоги и эластичный спрос б) Налоги и неэластичный спрос

 

Рис. 2.5.

 

Лекция 3. Полезность и предпочтения потребителя.

 

План лекции

1. Потребительский выбор и его особенности. Общая и предельная полезность.

2. Закономерности развития потребительских предпочтений.

3. Бюджетное ограничение потребителя

4. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

3. 1. Потребительский выбор и его особенности.

Общая и предельная полезность

 

Полезность блага (utility of good) –это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей.

В результате исследований в Х1Х в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Это означает, что любому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) – TU (см. рис. 3.1а), причём после точки насыщения даже общая полезность может снижаться. Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис.3.1.б).

TU

max

 
 

 

 


0 A B Q

(a)

МU

 

 

 
 

 

 


0 A B Q

 

(б)

Рис. 3.1. Общая (а) и предельная (б) полезность

 

Пример: вы заходите в кафе и очень хотите кофе. Первая чашка кофе для вас имеет наибольшую ценность, т.е. максимальную предельную полезность. Вторая чашка кофе уже не так необходима, т.е. имеет меньшую предельную полезность, но с другой стороны, 2 чашки более полезны, чем одна – общая полезность увеличивается, и т.д. Последняя, например, 10 чашка будет иметь наименьшую предельную полезность, и может оказаться вредной, т.е. снизится общая полезность.

Необходимо добавить, что закон убывающей предельной полезности действует в одном акте потребления: завтра вы точно также захотите кофе, через 3-10 лет 3 новых телевизора.

Функция полезности– функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:

 

MU = d(TU)/ dQ

 

Но еще в ХVIII в. А. Смит сформулировал парадокс стоимости воды и алмаза.

«Почему вода, которая так необходима для жизни человека, стоит так дешево, а алмазы, которые практически бесполезны, стоят так дорого?»

Общая полезность воды большая, а предельная – маленькая; у алмазов – наоборот, общая полезность мала, а предельная – велика. Цены же определяются не общей, а предельной полезностью.

Основные постулаты теории поведения потребителя.В современной теории потребительского выбора предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; 3) все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; 4) потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1) Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2) Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3) Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя.

4) Субституция.Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5) Убывающая предельная полезность.Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Потребительский выбор– это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функция полезности максимизируетсяв том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль (доллар, евро, фунт и т.д.), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn

 

Особенности потребительского спроса. Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

 

Классификация потребительского спроса:

Функциональнымспросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге).

Нефункциональнымспросомявляется такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами.

Эффект присоединения к большинству.Потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие. Он зависит от мнения других потребителей, и эта зависимость прямая. Потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба.В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но это зависимость обратная.

Эффект Веблена– эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спросвозникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спросэто незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении человека.

 

Потребительский спрос

       
   

 


Функциональный Нефункциональный

 

 

Социальный Спекулятивный Нерациональный

 
 

 


Эффект Эффект Эффект

присоединения сноба Веблена

к большинству

 

Рис. 3.3. Классификация потребительского спроса.

 

3.2. Закономерности развития потребительских предпочтений

Кривая безразличия.Попытки измерения субъективной полезности с помощью абсолютной шкалы не увенчались успехом.Ученые предложили измерять субъективную полезность с помощью не абсолютной (кардиналистскаятеория), а относительной шкалы, показывающей предпочтение потребителя или ранг потребляемого блага (ординалистская, или порядковая,теория полезности).При этом потребителю необходимо лишь сделать выбор между двумя наборами потребительских благ. Предпочтение потребителя касается всех благ, однако в целях упрощения мы рассмотрим лишь два блага.

Y

 

K’

 

 

_ R’1

T1

 

R’2

T2

 
 


0 H1 H2 L’ X

 

Рис. 3.4. Кривая безразличия

Кривая безразличияпоказывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя

Допустим, что Х является молоком, а благо У – булочкой. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли три булочки, запив их стаканом молока (т. R11), или съесть одну булочку, запив ее тремя стаканами молока (т. R12) (см. рис. 3.4.)

 

Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия

Y

 
 

 

 


 

U4

U3

U2

U1

X

Рис. 3.5. Карта кривых безразличия

 

Зона замещения (субституции)участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага другим. Предельная норма замещения (MRS)– количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (или уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение (или увеличение) потребления другого блага на одну дополнительную (предельную) единицу.

       
 
   
 

 


Y

 

I

 
 


Δy

II

y – Δy

 

Δ x

 
 


0 x x + Δx X

Рис. 3.6. Предельная норма субституции

 

Отношение – ΔУ/ΔХ или dy/dx характеризует предельную норму замещения (или субституции) У на Х:

 

MRSxy = - Δy/Δx

3.3. Бюджетное ограничение потребителя

 

Бюджетное ограничение.Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей.

Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает бюджетное ограничение(линия цен, прямая расходов), котороепоказывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег.

Если I - доход потребителя, Px- цена блага X, Py - цена блага Y, а X и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

 

I = Px X + PY Y

 

При X = 0, Y = I/Py , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделить доход на цену этого блага. При Y = 0, X = I/Px , то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить

по цене РХ

Y

 

I / Py

 

 

Px

- ----

Py

 
 


I /Px X

 

Рис. 3.7 . Бюджетное ограничение

 

Y

 
 


N C

 

D

U3

 

U2

 

- (Px/Py) U1

 
 


0 M X

Рис. 3. 8. Положение равновесия потребителя

(в ординалистской теории полезности)

 

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.На рис. 3.8 показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию, кривая U3 не касается бюджетной линии, оптимальной для потребителя является кривая безразличия U2.

 

3.4. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг

 

Эффект дохода и эффект замещения.Допустим, цена блага Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим (Х).

Эффект замещения –изменение структуры потребительского спроса (соотношения средств, выделенных на покупку товаров) в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода.

Эффект дохода –это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые на них обратил внимание, как гласит научная традиция, английский экономист Р. Гиффен. Мы знаем, что если цена на товар повышается, то количество покупаемого блага должно сократиться. Однако в результате неурожая с ростом цены на картофель спрос на него не упал, а возрос. Товар Гиффена –это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения (рис.3.9.)

 

Эффект Эффект

замещения дохода

1. Нормальный

(стандартный)

товар Общий эффект

 

Эффект замещения

2. Низкокачественный

товар Эффект дохода

Общий эффект

 

Эффект замещения

3. Товар Гиффена

Эффект дохода

 
 


Общий эффект

 

Рис. 3.9. Эффект дохода и эффект замещения

(субституции) при снижении цены товара

 

 

3. 4. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость товаров и услуг.

Взаимодополняемость благ –свойство товаров или услуг удовлетворять потребности (личные или производственные) лишь в комплексе друг с другом.Взаимодополняемые блага называются комплементарными товарами.

Взаимодополняемость бывает абсолютной (жесткой), когда одному благу соответствует определенное количество другого блага, например лыжи и крепления к ним, и относительной, например чай и сахар, хлеб и масло. Если два продукта взаимодополняемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

 

Взаимозаменяемость благ –свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личные или производственные) за счет друг друга.Взаимозаменяемые блага называются товарами-субститутами.Предельная норма замещения в этом случае постоянна: MRS = const.

 

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет важное значение для анализа закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

 

Лекция 4. Выбор производителя. Издержки производства.

 

План лекции.

1. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности.

2. Правило наименьших издержек и максимизации прибыли.

3. Выбор производственной технологии. Изокванты. Изокоста.

4. Основные формы организации предпринимательства.

5. Издержки производства и прибыль

 

Подзатратами понимается все, что производитель (фир­ма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата.

Выпуском может быть любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи.

Деятельность фир­мы может обозначать как производственную, так и коммерческую деятельность, например транспортировку, хранение и даже покуп­ку продукции с целью ее последующей перепродажи. В современ­ном обществе любая фирма производит, как правило, не одно, а целый ряд экономических благ, однако мы в целях упрощения бу­дем пренебрегать этим обстоятельством; предполагается, что про­изводится лишь один товар (или услуга).

Экономическая деятельность фирмы может быть описана про­изводственной функцией:

Q = f (F1, F2, .... Fn),

где Q — максимальный объем производства при заданных затратах;

F1 — количество использованного фактора f1;

F2 — количество использованного фактора f2

Fn — количество использованного фактора fn.

 

Закон убывающей предельной производительности.Предположим сначала, что F1 является переменным фактором, тогда как остальные (n - 1) факторов (F2, ….. Fn) постоянны:

Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на про­изводство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и пре­дельного продукта.

 

Совокупный продукт Q— это количество эко­номического блага, произведенное с использованием некоторого ко­личества переменного фактора.

Разделив совокупный продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт:

 

AP = Q/F1

 

Предельный продукт (marginal product) обычно определя­ется как прирост совокупного продукта, полученный в резуль­тате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:

 

MP = DQ/DF1

 

Совокупный продукт (Q) с ростом использования в производ­стве переменного фактора (F1) будет увеличиваться, однако этот рост имеет определенные пределы в рамках заданной технологии (рис. 4.1). При неизменном состоянии техники, например, рост ис­пользования труда ограничен.

На 1 стадии производства (0А) увеличение затрат труда способствует все более полному исполь­зованию капитала: предельная и общая производительность труда растут. Это выражается в росте предельного и среднего продукта, при этом МР > АР. В точке А' предельный продукт достигает своего максимума.