Рынки и виды рынков.
Доход
Можно выделить доход R или Y= P*Q
Mr, My,Tr,Ty
Mr – предельный доход приносящий каждую единицу продукции.
Mr=∆R/∆Q
Pr=R-Tc -прибыль
Pr= Tr-Tc
Выпуск в единицу времени Q, шт. | Общие затраты Tc,p | FC | VC | MC | ATC | AVC | AMC |
__ | __ | __ | __ | ||||
76.1 | |||||||
20.2 |
Q | AFC | VC | AC | MC | TC |
__ | __ | ||||
33.3 | 58.2 | ||||
47.5 | |||||
AFC – средние постоянные затраты , TC- совокупные издержки.
1) Рынок совершенной конкуренции. Рынок на котором присутствует большое количество продукции, продающие однородную продукцию, входи выход на данный рынок свободен, информация о деятельности фирмы – открытая , при этом приход или уход фирмы никак не повлияет на установленную рыночную цену. На данном рынке, производители могут изменять цену на часть продаваемого товара, если видят изменение спроса на него. На данном рынке количество, при котором продавец получит максимальную прибыль, возникает, когда Mr=Mc. Максимализация прибыли будет происходить, если средние валовые издержки (ATC) будут больше Mr=Mc=P на максимальную величину. Если ATC =Mc=P, то рынок работает в состоянии безубыточности. Если ATC и AVC превышают Mr=Mc=P, то в данном случае фирма должна покинуть рынок. Можно выявить два периода деятельности фирмы, от которых, в том числе зависит механизм цехообразования.
· Краткосрочный период – это период который имеет непогашенные обязательства перед кредиторами, у него отсутствует свободные оборотные средства, поэтому фирма не может купить новые или модернизировать имеющиеся факторы производства.
· Долгосрочные периоды – фирма не имеет обязательств перед кредиторами, может взять новый кредит или использовать оборотные средства для увеличения факторов производства.
2) Монопольный рынок (чистая монополия ) . Это вид рынка, на котором одна фирма весь рынок или более 80 % его сегмента, доступ на данный рынок, других рынков закрыт, в первую очередь, из-за закона убывания предельных издержек по мере увеличения выпуска товаров. Информация о деятельности монополии закрыта. Уход с рынка для рынка обернется катастрофой. Можно выделить: - естественные монополии – монополии, создания при активном участии государства, и функционирующие с привлечением государственных субсидий и инвестиций ;
- искусственные – возникают, когда производитель выпускает эксклюзивный товар, не имеющий аналогов или трудно заменимый.
- временная монополия, когда фирма выпускает эксклюзивные товары или оказывает услугу в определенный промежуток времени не имеет конкурентов.
Монополист сталкивается с проблемой ограничения цены и выбора оптимального количества выпускаемого товара из-за того, что население не будет иметь возможности по предложенной цене купить данное количество товара.
У монополиста при изменении цены в отличии от рынка изменяется цена на вес товары или услуги, но расширение доходов монополиста возможно при проведении политики ценовой дискриминации. Куда выделяются определенные группы населения и для них происходит небольшое снижение цен.
Минусы и плюсы монополии.
Минус:
1) Отсутствие конкуренции, в связи с этим существует антимонопольное законодательство, которое не допускает или регулирует деятельность монополии.
2) Ограничение в цене и в количестве.
Плюсы:
1) Наличие большого объема свободного капитала и большее по сравнению с остальными возможностями по кредитованию, что называется монополии активно развивается в дальнейшем.
2) Олигополия. Рынок на котором действует несколько крупных фирм, разделившие между собой рынок и ведущих ожесточенную конкурентную борьбу, вход на рынок затруднен из-за больших объемов производства товаров или оказания услуг и значит более низкой себестоимостью по сравнению с другими компаниями. Информация деятельности носит закрытый характер. При этом система ценообразования олигополии придерживается традиционных четырех тактик: - Максимализация прибыли; - безубыточность;- минимализация издержек; - уход с рынка.
В олигополии возможна политика ценного сговора, когда большинство компаний одновременно изменяют цену на продукцию.
3) Рынок монополистической конкуренции. Рынок на который действует большое количество фирм, производимых разнообразные товары, вход и выход на рынок свободный. При этом выход одной фирмы с рынка отражается в сторону увеличение на рыночной цене. Информация о деятельности фирмы полуоткрытая. Для данного рынка характерной чертой является острая конкурентная борьба и большие капиталовложения на рекламу своей продукции. Самое главное для фирмы создать эксклюзив, который будет притягивать к себе покупателя.
4) Рынок монопсонии. Это вид рынка на котором действует один покупатель. В первую очередь – это рынок вооружений, где в качестве покупателя, выступает государство. Он выдает требование к выпускает продукции и на основе конкурса выбирает одну или несколько фирм, которые создав экспериментальный образец, удовлетворяющие требования заказчика, приступят к серийному производству.