Краткосрочное и долгосрочное равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции
Характерные черты рынка монополистической конкуренции
Лекция 18. Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, которая занимает промежуточное место между совершенной конкуренцией и олигополией, вбирая в себя черты обеих структур.
Признаки монополистической конкуренции:
1. На рынке действует большое число предприятий. Их число меньше, чем на рынке совершенной конкуренции, но больше, чем при олигополии. Предприятия в отрасли действуют независимо друг от друга и строят свою финансово-экономическую политику без учета реакции конкурентов.
2. Продукт на рынке дифференцированный, т.е. продукт одного продавца отличается от продукта другого.
Отличия в товаре достигаются за счет:
- качества товара;
- размещения продукта и степени его доступности покупателям;
- условий продаж и послереализационного обслуживания;
- стимулирования сбыта;
- мнимых различий – чаще за счет рекламы.
3. Влияние на цену ограничено. Однако за счет яркой упаковки, удачной рекламы и размещения товара продавцы имеют возможность продавать его дороже.
4. Легкое вступление в отрасль. Однако финансовые затраты больше, чем на рынке совершенной конкуренции, так как необходимы вложения в разработку собственной разновидности товара и в рекламу торговой марки.
5. Ценовая и неценовая конкуренция сопутствуют друг другу. Особое место в неценовой конкуренции занимает поиск и последующее рекламирование своего торгового знака, марки, клейма.
Монополистическая конкуренция является наиболее распространенной моделью рынка. К ней можно отнести производителей и продавцов стиральных порошков различных торговых марок: Ariel, Tide, Gala, Test и т.п.; производителей и продавцов кондитерских изделий и др.
Кривая спроса на товар предприятия на рынке монополистической конкуренции имеет нисходящий характер с незначительным углом наклона. Эластичность спроса в данном случае ниже, чем на рынке совершенной конкуренции, но выше, чем на монопольном рынке. Линия предельного дохода предприятия будет располагаться ниже кривой спроса (рис. 18.1.).
Рис. 18.1. Кривые спроса и предельного дохода предприятия на рынке монополистической конкуренции.
Предприятие в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде будет максимизировать прибыль (если Рм.к.>АТС) или минимизировать убыток (если АТС>Рм.к.>AVC), производя такой объем продукции, который соответствует координатам точки пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (рис. 18.2.).
а) б)
|
Рис. 18.2. Краткосрочное равновесие предприятия на рынке монополистической конкуренции: а) максимизация прибыли; б) минимизация убытка.
Если цена (Рм.к.) станет ниже средних переменных издержек (AVC), то предприятие прекратит производство и покинет рынок.
Если какое-либо предприятие получает экономическую прибыль, то на этот рынок в долгосрочном периоде будут входить новые предприятия, которые уменьшат спрос на продукцию отдельного предприятия. Поэтому отрасль находится в состоянии равновесия тогда, когда цена на товар будет установлена на уровне долгосрочных средних издержек (LAC) (рис. 18.3.), чтобы у предприятий не было стимула для входа на рынок и выхода из него.
Рис. 18.3. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции
Таким образом, условие долгосрочного равновесия на рынке монополистической конкуренции можно записать в виде равенства:
LMR = LMC < P = LAC (18.1.)
Свободный вход в отрасль не позволяет предприятиям получать в долгосрочном периоде экономическую прибыль, они получают только нормальную прибыль.
Как видно из рис 18.3, в условиях рынка монополистической конкуренции, продукция не будет производиться с минимальными средними издержками, как при совершенной конкуренции. Это связано с отрицательным наклоном линии спроса D, которая касается кривой LAC слева от ее минимума (т. А). Таким образом, рынок монополистической конкуренции не эффективен с точки зрения использования ресурсов – здесь существуют незадействованные (избыточные) производственные мощности.