Два подхода к определению оптимального объема выпуска предприятия на рынке совершенной конкуренции

 

1. Совокупный подход к определению оптимального объема выпуска состоит в сравнении общего (совокупного) дохода с общими (совокупными) издержками.

Предприятие сравнивает получаемый им общий доход при различных объемах выпуска с общими издержками, соответствующими каждому из возможных объемов, и выбирает такой вариант, при котором разница между общим доходом и общими издержками максимальна (рис. 13.4).


Рис. 13.4 Совокупный подход к определению оптимального объема выпуска

 

Любой объем производства больше Q1 и меньше Q2 будет приносить прибыль предприятию, однако максимальную прибыль приносит объем выпуска Q0.

2. Предельный подход состоит в сравнении предельного дохода с предельными издержками. Наращивая объем выпуска, предприятие интересует ответ на вопрос, что ему даст выпуск еще одной единицы продукции? Если в результате выпуска дополнительной единицы продукции общий доход увеличивается в большей степени, чем общие издержки производства, то следует наращивать производство. В этом случае MR превышает МС. Если же дополнительная единица продукции приводит к большему росту издержек чем дохода, то производить ее не стоит (тогда МС больше чем MR). Переломной точкой станет точка равенства предельного дохода (MR) предельным издержкам (МС). Предприятие выберет объем производства, соответствующий этому равенству (рис. 13.5).

 
 

 


Точка равенства MR и МС на графике (т. Е) называется точкой равновесия, а объем выпуска, ей соответствующий (Q0), оптимальным или равновесным.

Равенство MR=MC называют правилом равновесия производителя.