Особенности спроса, предложения и доход на рынке совершенной конкуренции

Характерные черты рынка совершенной конкуренции

Лекция 13. Определение цены и объема производства на рынке совершенной конкуренции

Раздел 3. Теория рыночных структур: рынок продукта

 

Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризуемая большим количеством мелких предприятий, однородностью продукции, свободой входа и выхода, равным доступом к информации. Рассмотрим более подробно признаки совершенной конкуренции.

1. На рынке действует большое количество продавцов, которые на равных условиях конкурируют друг с другом. Такое количество продавцов препятствует их объединению, поэтому все действуют разрозненно.

2. Стандартная (однородная) продукция. Особых различий в уровне качества товара нет, продукция одного продавца аналогична продукции других, поэтому потребителю безразлично, у какого продавца делать покупку.

3. Невозможность влияния отдельного продавца на рыночную цену, т.к. объем его продукции очень мал по сравнению с рыночным объемом продукции. Таким образом, контроль над ценой со стороны отдельного продавца отсутствует. Цена стихийно формируется рынком, и продавцы просто принимают эту цену. Продавцов на рынке совершенной конкуренции называют прайстейкерами (от англ. price – цена, taker – брать, принимать) – принимающие цену.

4. Отсутствие неценовой конкуренции. Это связано с тем, что на рынке совершенной конкуренции все товары однородные, а неценовая конкуренция основывается на дифференциации товаров.

5. Свободный вход и выход из отрасли. Нет никаких законодательных, технологических, финансовых и других барьеров, которые могут препятствовать появлению или исчезновению предприятий в отрасли.

Совершенная конкуренция – идеальная рыночная структура и в действительности, в чистом виде практически не встречается. Условным примером такой рыночной структуры можно назвать рынок сельскохозяйственной продукции, биржевые торги, продажу иностранной валюты в обменных пунктах.

 


В отличие от рыночного спроса, кривая спроса, с которой сталкивается отдельный конкурентный производитель, абсолютно эластична, ведь сколько бы продукции он не предлагал к продаже, это никак не повлияет на рыночную цену (рис. 13.1).

       
 
   

 


Р0 – цена единицы продукции

 

Рис. 13.1 Отличия рыночного спроса и спроса на продукцию конкурентного производителя:

 

а) кривая спроса для конкурентного производителя;

б) кривая рыночного спроса.

 

Особенности спроса на продукт конкурентного продавца предопределяют формирование дохода.

1. Совокупный (валовой, общий) доход (TR) - общая выручка от продажи определённого объема продукции:

TR = P× Q, где Q – количество продукции; Р – цена продукции.

2. Предельный доход – МR (прирост дохода, связанный с выпуском и продажей каждой дополнительной единицы продукции) и средний доход – AR (валовой доход, деленный на количество проданных товаров) предприятия будут равны между собой и равны цене (Р0).

Зависимости изменения перечисленных показателей от объема выпуска (продаж) продукции изображены на рисунке 13.2.

На рис. 13.2 видно, что валовой доход увеличивается прямо пропорционально объему продаж конкурентного производителя, а кривые среднего и предельного доходов совпадают между собой.

 
 

 



 

 

Кривая предложения - это связь между ценой и количеством предлагаемого товара.

Предприятие, чтобы максимизировать прибыль, наращивает объём выпуска до тех пор, пока цена не станет равной предельным издержкам. Поэтому кривая предельных издержек отражает взаимосвязь между ценой и количеством предлагаемой продукции. Однако, цена продукции должна превышать средние переменные издержки, иначе предприятие прекратит операции на рынке.

Таким образом, краткосрочная кривая предложения конкурентного предприятия – это часть кривой предельных издержек, расположенная выше минимума средних переменных издержек (рис. 13.3).

 
 

 


 

 

Рис. 13.3 Краткосрочная кривая предложения предприятия на рынке совершенной конкуренции


В долгосрочном периоде кривая предложения будет иметь более пологий наклон, в отличие от краткосрочной кривой, т.к. предложение в долгосрочном периоде более эластично по сравнению с краткосрочным периодом, и точкой ее начала будет минимум долгосрочных средних издержек (LAC).