Потребность и полезность благ

Основы теории потребительского поведения

Лекция 6. Теория предельной полезности и поведение потребителя

 

 

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребительское поведение всегда обусловлено доходами людей, которые распределяются в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности покупаемых благ.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода. Существует два подхода к оценке потребительского поведения:

Ø количественный (кардиналистский) подход основан на представлении о возможности измерения полезности различных благ в гипотетических единицах (ютилях, от англ. Utility – полезность);

Ø порядковый (ординалистский) подход опирается на ту же теоретическую базу, что и количественный, но основан на менее жёстких предпосылках. В рамках этого подхода от потребителя требуется только распределять наборы благ по степени предпочтения.

 

Потребности – это внутренние победительные мотивы деятельности человека. В каждый конкретный момент времени человек стремится удовлетворить те потребности, которые являются наиболее важными для него, то есть удовлетворение которых принесёт набольшую полезность.

Полезность блага (utility of good) – это способность экономического блага удовлетворять потребности человека.

Экономическое блага – это блага, в которых ощущается определённая нехватка, то есть их не хватает на всех.

В зависимости от своей полезности блага делятся на блага с дополнительной полезностью и антиблага.

Блага с дополнительной полезностью (goods) – это блага, увеличение объёма которых является привлекательным для человека (отдых, одежда).

Антиблага (bads) – это блага, увеличение которых нежелательно для человека (наличие СО2 в воздухе и т.п.).

Функция полезности – это соотношения между объёмами товаров и услуг, которые потребляются, и уровнем полезности, получаемым потребителем.

Функция полезности может быть задана как

U = f (Qx, Qy, … Qn), (6.1)

где U – полезность;

Qx, Qy, … Qn – количество соответствующих товаров х, у, … n, потребляемых за определённый период.

Совокупная общая полезность (Total utility) – это общее удовольствие, которое получает потребитель от потреблённых им товаров или услуг. Совокупная полезность увеличивается в процессе потребления, однако она возрастает всё меньшими и меньшими темпами (рис. 6.1.а).

Предельная полезность (Marginal Utility) – это прирост полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара или услуги (рис. 6.1.б).

 

 
 

 

 


рис. 6.1. Общая полезность блага. Рис. 6.2. Предельная полезность блага.

 

TU – совокупная полезность;

MU – предельная полезность;

Q – количество товара, который потребляется.

Согласно закону убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) величина предельной полезности уменьшается по мере увеличения количества потребляемого товара.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага, то есть MU = (TU)`; (6.2) и также может быть рассчитана по формуле: , (6.3)

где MU – предельная полезность;

DTU – прирост общей полезности;

D Q – прирост количества потребляемого блага.