Сущность и изображение спроса. Закон спроса.

Лекция 2. Сущность и факторы рыночного спроса

Раздел 1. Теория поведения потребителя

 

 

 

Спросом называется желание и способность потребителей покупать определенный товар на рынке.

Величина (объем) спроса – это количество товара или услуги, которое покупатели могут и хотят купить по данной цене за определенный период времени.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса:

 

QDA=f(PA,PB,… Pz, I, T,…), (2.1)

 

где QDA – объем спроса на товар А в единицу времени;

РА – цена товара А;

I – денежный доход;

Т – вкусы и предпочтения;

… - другие факторы.

Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, принять неизменными, то можно построить функцию спроса от цены:

 

QDA=f(PA). (2.2)

 

Между количеством покупаемого товара и его ценой существует устойчивая связь, характеризуемая законом спроса.

Закон спроса – это принцип, в соответствии, с которым существует обратная зависимость между ценой и величиной покупательского спроса на этот товар (при прочих равных условиях).

Графическим выражением зависимости между ценой товара (Р) и объемом спроса, предъявляемого на этот товар (Q), служит кривая спроса (D).

 

Р, грн.

 

Рис. 2.1. Кривая спроса

Изменение количества товара, которое потребители желают и могут купить, происходящее в результате изменения цены этого товара, называется, изменением величины (объема) спроса. Отображается движением вдоль кривой спроса, от одной ее точки к другой (см. рис. 2.1 перемещение из т. А в т. В).