Инфраструктура рынка. Конкуренция

И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.

Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества

РЫНОК
• это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями; • это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения; • это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами; • это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики; •это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики.

 

Принципиальные основы рыночной экономики
Частная собственность на инвестиционные ресурсы
Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства)
Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм)
Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества)
Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка)
Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше)
Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек)

 

Преимущества рынка
· Функционирование механизма конкуренции
· Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг.
· Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей.
· Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества.
· Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям.
· Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса.
· Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита).
Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка
• Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции
• Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды
• Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»)
• Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция
•Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов
• Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе
• Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства
• Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности
• Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию
• Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений
• Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии