Инфраструктура рынка. Конкуренция
И недостатки. Субъекты и объекты рыночного хозяйства.
Рынок: сущность, функции, структура и виды, преимущества
РЫНОК |
• это общественная форма организации экономики, система отношений обмена, основанных на использовании товарно-денежных отношений и устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями; • это многосложная сфера, экономической механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) товаров и услуг, осуществляемого через механизмы ценообразования, конкуренции, спроса и предложения; • это тип хозяйственных связей между экономическими субъектами; • это место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики; •это особая экономическая категория, не следует путать с торговлей. Торговля отрасль экономики. |
Принципиальные основы рыночной экономики |
Частная собственность на инвестиционные ресурсы |
Свобода в принятии экономических решений (свода предпринимательства) |
Приоритет личного интереса над общественным (индивидуализм) |
Наличие свободной конкуренции (как механизма обеспечивающего равенство прав производителей и потребителей, а также баланс между интересами личности общества) |
Опора на механизм саморегуляции (в основе которой лежит система взаимной адаптации субъектов рынка) |
Социальное неравенство (в рыночной системе выигрывают, как правило, наиболее активные субъекты; не обладающие должным потенциалом остаются в проигрыше) |
Рыночная направленность деятельности государства (осуществляющая коррекции рыночных издержек) |
Преимущества рынка |
· Функционирование механизма конкуренции |
· Высокая способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, ликвидации дефицитов, повышению качества товаров и услуг. |
· Свобода предпринимательства, выбора и действий потребителей и производителей. |
· Эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества. |
· Гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям. |
· Максимальное использование достижений и стимулирование научно-механического процесса. |
· Невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитных продуктов, тем самым, снимая проблему дефицита). |
Недостатки (отрицательные черты, фиаско, сбои, провалы, срывы) рынка |
• Не способен противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции |
• Не способен устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды |
• Ориентирован, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары») |
• Нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция |
•Расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов |
• Не способен обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе |
• Неравномерно распределяет доходы в соответствии с вложенными факторами производства |
• Ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности |
• Порождает не полную и недостаточно своевременную информацию |
• Мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений |
• Игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии |