Процесс учета затрат

Затраты предприятия технического сервиса

Под себестоимостью работ (услуг) технического сервиса понимаются выраженные в денежной форме затраты предприятия сервиса на производство и реализацию работ (услуг). Все эти затраты возмещаются предприятию в процессе реализации работ (услуг) как часть денежной выручки.

Себестоимость работ (услуг) является важнейшим экономическим показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия технического сервиса. Систематическое снижение себестоимости отражает повышение производительности труда, рациональное использование основных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

В себестоимости работ (услуг) отражаются:

1) стоимость потребленных в процессе производства работ (услуг) средств и предметов труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.);

2) часть стоимости живого труда (оплата труда);

3) стоимость покупных изделий и полуфабрикатов;

4) производственные услуги сторонних организаций.

Различают себестоимость единицы продукции (работ, услуг) и годового объема производства.

Себестоимость может быть:

1) плановой - определяется на перспективу с учетом достигнутого на предприятии уровня техники, технологии и организации производства работ (услуг);

2) расчетной, или проектной - используется для технико-экономического обоснования мероприятий по строительству, реконструкции, техническому перевооружению (модернизации) предприятий сервиса;

3) фактической - отражает текущие затраты предприятия сервиса.

Процесс учета затрат на предприятии технического сервиса включает следующие мероприятия:

1) ведение первичной документации - то есть отражение всех хозяйственных операций предприятия в первичных документах;

2) ведение текущего учета - то есть группировку данных из первичных документов в учетных регистрах;

3) ведение отчетности - то есть периодическое представление итоговых показателей работы предприятия на основе данных текущего учета.

Бухгалтерский учет - это система постоянного учета и контроля за использованием финансовых средств и товарно-материальных ценностей на предприятии сервиса. Он представляет собой непрерывное, документально обоснованное отражение хозяйственных средств и процессов на основе натуральных, трудовых и денежных измерителей с целью контроля и активного воздействия на них через систему управления.

Каждая составляющая процесса учета затрат соответствующим образом методически организована и унифицирована для предприятий всех организационно-правовых форм. Документирование всех хозяйственных операций осуществляется в соответствии с типовыми формами учета и отчетности, утверждаемыми Министерством финансов РФ, Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ.

Порядок группировки данных из первичных документов устанавливается «Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций», который разрабатывается Министерством финансов РФ. Информация о совершенных хозяйственных операциях фиксируется в специальных таблицах - бухгалтерских счетах. В «Плане счетов ...» предусматриваются синтетические счета и субсчета, которые должны применяться в бухгалтерском учете всех предприятий.

Бухгалтерский счет - это наиболее высокий уровень обобщения в учете, дающий информацию о наличии, составе и размещении того или иного вида средств (активный счет), либо источников этих средств (пассивный счет). По своей форме бухгалтерский счет - это две колонки записей:

1) левая - дебет ( Д );

2) правая - кредит ( К ).

Для каждого вида средств (источников средств) «Планом счетов ...» предусмотрен отдельный бухгалтерский счет. Информация о совершенных хозяйственных операциях фиксируется методом двойной записи - запись в дебете одного счета повторяется в кредите другого (корреспонденция счетов). При этом:

1) в активных счетах увеличение средств записывается по дебету, а уменьшение - по кредиту;

2) в пассивных счетах увеличение источников средств записывается по кредиту, а уменьшение - по дебету.

Таким образом, в целом по предприятию оборот по дебету счетов должен быть равен обороту по кредиту счетов.

Сальдо - это остаток по счету, который рассчитывается на 1-е число каждого месяца.

Дебетовое сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:

где

ДН - дебетовое сальдо на начало периода,

Д - оборот по дебету за период,

К - оборот по кредиту за период.

Кредитовое сальдо на конец периода рассчитывается по формуле:

где

КН - кредитовое сальдо на начало периода.

Роспись сумм остатков по всем счетам образует бухгалтерский баланс, в котором актив (сумма всех дебетовых остатков) равен пассиву (сумме всех кредитовых остатков).

Учет хозяйственных операций по всем бухгалтерским счетам может быть организован с использованием комбинированного регистра бухгалтерского учета - «Книги учета хозяйственных операций».