Финансирование бюджетного дефицита. Эффективность фискальной политики.

Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов.

Использование первого варианта приведет к снижению деловой активности, стимулов к труду, второго — к инфляции. Поэтому в странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита государство выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), которые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности.

Существуют разные точки зрения по поводу регулирования бюджетного дефицита. Можно выделить три основные концепции. Представители первой считают, что бюджет должен балансироваться ежегодно, т.е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами. Однако такое состояние бюджета ограничивает возможности бюджетно-налогового регулирования, которое заключается в сознательном изменении расходов и налогообложения в зависимости от состояния экономики, что приводит либо к дефициту бюджета, либо к его излишку.

Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины. Если спад длительный, а подъем короткий, бюджетный дефицит останется.

Третья концепция — концепция функциональных финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Большинство экономистов полагает, что фискальные рычаги, при их разумном использовании, могут оказать нужное влияние на спад и инфляцию. Все согласны с тем, что стимулирующая фискальная политика способствует росту производства и помога­ет существенно снизить нестабильность. Во время спадов бюд­жетный дефицит действительно подталкивает совокупный спрос, а через него производство и занятость, что говорит о высокой ре­альной применимости данного вида стабилизационной политики.

Вместе с тем, при осуществлении фискальной политики воз­никают некоторые проблемы:

• побочные последствия активных бюджетных дефицитов достаточно серьезны. Увеличение государственных расхо­дов или уменьшение налогов приводят к росту дефицита го­сударственного бюджета, а последний — к росту инфляции;

• государственные инвестиции вытесняют частные инвести­ции, т. е. речь идет об эффекте вытеснения. Эффект вы­теснения — сокращение уровня инвестиций, вызванное увеличением государственных расходов. Сущность эффекта

• вытеснения состоит в том, что стимулирующая фискальная политика ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвести­ционных расходов;

• проблема времени. Дискреционная фискальная политика требует изменений в законах о налогах и в законах о пра­вительственных программах расходов. Фискальная полити­ка часто запаздывает из-за административных и законода­тельных процедур, в результате она может воздействовать

• только на крупные дестабилизирующие изменения. Не­большие колебания находятся за пределами возможностей фискальной политики;

• политические проблемы. С одной стороны, сокращение на­логов, как и увеличение государственных расходов, — очень популярная мера чисто политического плана. С другой сто­роны, увеличение налогов или урезание социальных про­грамм связано с нежелательными социальными последствия­ми, и правительство часто не решается применять эти меры.

В условиях формирования рыночной экономики бюджеты государств СНГ дефицитны. Правительствами предпринимаются определенные меры для уменьшения бюджетного дефицита, направленные прежде всего на сокращение расходов государства, ибо возможности увеличения доходов ограничены.