Равновесный объем национального выпуска в кейнсианской модели.

Кейнсианская модель была построена при допущении о постоянстве цен, заработной платы и объемов инвестиций, эластичности предельных издержек и предложения труда до того момента, пока не достигается уровень полной занятости.

В отличие от классической модели, где совокупное предложение определяет совокупный спрос, в кейнсианской модели совокупный спрос определяет совокупное предложение и соответствующий этому уровень занятости. Проблема занятости сводится к определению национального дохода. Равновесие экономики возможно в условиях неполной занятости, следовательно, полная занятость не достигается в экономике автоматически, что вызывает необходимость государственного вмешательства.

Совокупное предложение в кейнсианской модели это фактическая стоимость объема производства (национального продукта) при имеющихся в экономике в наличии ценах на факторы производства (рабочая сила, капитал, земля, технология), которая остается неизменной в краткосрочном периоде и определяет совокупные доходы фирм и соответствующие им фактические расходы при различных уровнях занятости в экономике. Кривая совокупного предложения в кейнсианской модели (AS) это зависимость между стоимостью объема производства и национальным доходом (или соответствующим ему уровнем занятости в экономике). Совокупный спрос в кейнсианской модели – это планируемые (ожидаемые) доходы и соответствующие им расходы фирм, определяемые при различных уровнях занятости в экономике. Кривая совокупного предложения в кейнсианской модели (AD) – это зависимость между планируемыми (ожидаемыми) расходами и национальным доходом (или соответствующим ему уровнем занятости)(рис. 3.11).

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (A) на рис. 3.11 отражает количество занятых в экономике (N), а отрезок 0N – величину эффективного спроса, при которой совокупный спрос соответствует совокупному предложению при определенном уровне занятости в экономике, т.е. при которой планируемые (ожидаемые) доходы и расходы в экономике равны фактическим (реальным) доходам и расходам, необходимым для покрытия производственных издержек. Такое равновесие не обязательно достигается в условиях полной занятости, однако является устойчивым. Слева от точки равновесия планируемые доходы больше, чем фактические, т.е. спрос больше предложения, следовательно, фирмы будут увеличивать производство за счет привлечения новых работников. Справа от точки равновесия планируемые доходы меньше фактических; спрос превышает предложение, и фирмы будут увольнять работников и сокращать производство.

Аналогично можно представить кейнсианское равновесие в системе координат «расходы-доходы» или в модели «кейнсианский крест». Функция планируемых совокупных расходов, т.е. расходов, которые фирмы, домохозяйства, правительство планируют истратить на покупку товаров и услуг, может быть определена как AD = C+I+G и графически построена путем вертикального сложения графиков потребления, инвестиций и государственных расходов (рис. 3.12). Ее наклон, как и в функции потребления, определяет предельная склонность к потреблению. Линия с углом 45° определяет те точки, в которых фактические совокупные доходы и соответствующие им фактические расходы равны планируемым совокупным расходам на покупку товаров и услуг. Равновесие в экономике и соответствующий ему равновесный уровень национального дохода (Y*) и занятости будут достигаться в точке пересечения кривой планируемых совокупных расходов и линии с углом 45° (Е), которые, как и в предыдущем случае, являются устойчивыми. Так, предположим, если экономика находится справа от точки равновесия (Y1), то планируемые расходы меньше национального дохода, следовательно, фирмам не удается продать все, что они произвели. Это ведет к увеличению запасов продукции, увольнению работников и сокращению производства, т.е. постепенному возвращению в точку равновесия. Если экономика находится слева от точки равновесия (Y2), то планируемые расходы больше национального дохода, следовательно, запасы продукции сокращаются, и фирмы нанимают новых работников для увеличения производства.

6. Равновесие и ВВП в условиях полной занятости.

В точке Е на рис. 3.13 уровень дохода Y* является равновесным, т.к. при нем планируемые совокупные расходы экономических субъектов совпадают с фактическими, т.е. все, что производится в экономике, то и реализуется. Однако при этом не достигается полная занятость. Тем не менее, в экономике может существовать ситуация полной занятости, например, при национальном доходе, равном Y1 или Y2 (рис. 3.13). Это будет потенциальный уровень совокупного выпуска – объем производства и национальный доход, при котором в экономике достигается полная занятость.

Отсутствие равновесия между реальным и потенциальным уровнем выпуска может привести экономику к двум отрицательным для нее эффектам: инфляционному разрыву и рецессионному (дефляционному) разрыву.

Инфляционный разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы превышают потенциальный уровень совокупного выпуска, или (если брать интерпретацию кейнсианского равновесия в системе «инвестиции-сбережения») планируемые инвестиции превышают сбережения, соответствующие ситуации полной занятости, т.е. предложение сбережений сектором домохозяйств отстает от инвестиционных потребностей фирм. На рис. 3.13 этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y1 > Y*, а инфляционный разрыв соответствует величине отрезка а. Поскольку в экономике нет возможности увеличивать инвестиции при достигнутой полной занятости, то совокупное предложение вырасти тоже не сможет. Население будет направлять большую часть дохода на потребление, спрос на рынках товаров и услуг увеличится, что в силу эффекта мультипликатора увеличит темп роста цен, т.е. вызовет инфляцию. Таким образом, экономика не сможет самостоятельно прийти в состояние равновесия, соответствующее точке Е, а инфляционный разрыв в силу эффекта мультипликатора будет увеличиваться.

Рецессионный (дефляционный) разрыв – это ситуация в экономике, при которой планируемые расходы меньше потенциального уровня совокупного выпуска или планируемые инвестиции меньше сбережений, соответствующих ситуации полной занятости, т.е. предложение сбережений сектором домохозяйств опережает инвестиционный спрос фирм. На рис. 3.13 этой ситуации соответствует потенциальный уровень выпуска Y2 > Y*, а рецессионный разрыв соответствует величине отрезка b. К причинам, по которым возникает рецессионный разрыв, Дж. М. Кейнс относит следующие: несправедливое распределение дохода, которое вызывает рост сбережений самых обеспеченных слоев населения с целью тезаврации (накопления сокровищ), а не для целей инвестирования; неадекватные прогнозы потребительского спроса, что может вызвать уменьшение планируемых инвестиций; уменьшение склонности к инвестированию под влиянием высокой реальной ставки процента.

В условиях рецессионного разрыва население будет сберегать большую часть дохода, спрос на рынках товаров и услуг уменьшится, что в силу эффекта мультипликатора вызовет перепроизводство и снижение уровня цен, а также последующий спад производства и увольнения работников. Уменьшение занятости и сокращение доходов в экономике будут продолжаться до тех пор, пока не закончится действие эффекта мультипликатора. Таким образом, рецессионный разрыв будет постепенно сокращаться, экономика самостоятельно придет в состояние равновесия, соответствующее точке Е, однако это будет сопровождаться спадом производства и безработицей.

Для предотвращения или уменьшения негативных экономических последствий со стороны рецессионного и дефляционного разрывов Дж. М. Кейнс предложил меры по государственному регулированию экономики. При этом он доказал, что монетарная политика минимально воздействует на экономику, тогда как бюджетно-налоговая является весьма действенной.

Для устранения или сокращения рецессионного разрыва путем увеличения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил: осуществлять государственную политику перераспределения доходов, чтобы увеличить потребительский спрос; снижать реальную ставку процента, чтобы увеличить инвестиционный спрос; увеличить государственные расходы. На рис. 3.13 эти действия соответствуют сдвигу кривой AD вверх в положение AD1. и переходу равновесия в точку Е1.

Для устранения или сокращения инфляционного разрыва путем сокращения компонентов планируемых совокупных расходов (совокупного спроса) он предложил увеличивать налоги и сокращать государственные расходы. На рис. 3.13 эти действия соответствуют сдвигу кривой AD вниз в положение AD2. и переходу равновесия в точку Е2.

7. Взаимосвязь модели AD—AS и кейнсианской модели совокупных доходов и совокупных расходов.

Стимулированный спрос Кейнс связывал с дополнительной эмиссией денег, которая в условиях неполной занятости ведет не столько к росту цен, сколько к росту предложения товаров и услуг.

В общем виде кейнсианская модель сводилась к так называемому трансмиссионному механизму – количество денег М, норма процента i и национальный доход Y (рис. 3.14).

По Кейнсу, экспансионистская монетарная политика (с MS0 до MS1) не только слабо воздействует на уменьшение нормы процента i и спроса на деньги Md (рис. 3.14, а), но незначительно стимулирует и инвестиции I(рис. 3.14, б). Через мультипликативный процесс новые инвестиции I и государственные расходы G вызывают рост национального дохода (рис. 3.14, в). На рис. 3.14, г показана конечная связь между экспансионистской монетарной политикой и выпуском продукции Q. Эта политика увеличивает совокупный спрос с AD0 до AD1, обусловливая рост выпуска продукции с 2,0 трлн до 2,02 трлн дол. Увеличение в совокупном спросе вызывает незначительные изменения в выпуске продукции Q и не изменяет уровня цен P. Таким образом, Кейнс и кейнсианцы рассматривают монетарную политику как минимально воздействующую на экономику.

Исходя из данного подхода, Кейнс связывал процесс стимулирования инвестиций с ростом предложения денег, включая и их эмиссию. При этом в условиях относительно закрытой экономики (а в то время практически все страны имели невысокий уровень открытости и, соответственно, влияния внешнеэкономического сектора на совокупный спрос) предложение денег стимулирует рост инвестиционной активности, но не инфляцию.

Тем не менее, впоследствии монетаристы М. Фридмен и А. Шварц «обвинили» Кейнса в том, что регулирование экономических систем с помощью роста предложения денег способствовало раскручиванию инфляционной спирали практически во всех странах, «работавших» по кейнсианским рецептам. Например, в США средний уровень инфляции составлял в 50-е гг. 1,89%; в 60-е гг. – 2.06; в 70-е – 7,08; в 80-е – 5,55 и в начале 90-х – 5,4%. Причины этого – разбухание денежной массы за счет дополнительной эмиссии и ускорения оборачиваемости денежной единицы. Это и обусловило некоторый отход от кейнсианских рецептов государственного регулирования экономики в начале 80-х гг. в промышленно развитых странах и смены модели государственного регулирования в целом.

Тем не менее, в 30-х гг. еще не было видно этих последствий, и Кейнс доказывал, что государство должно вмешиваться в экономику, для того чтобы обеспечить выход ее из кризисной ситуации. Оно должно использовать денежно-кредитные инструменты государственного регулирования и бюджетно-налоговые. Более того, он полагал, что влияние денежно-кредитной политики в этой ситуации воздействует слабее на выход экономики из кризисного состояния. Более сильной является фискальная политика (рис. 3.15).

Тема 4. СОВМЕСТНОЕ РАВНОВЕСИЕ ТОВАРНОГО И ДЕНЕЖНОГО РЫНКОВ (МОДЕЛЬ IS—LM)

 

1. Равновесие на рынке товаров и услуг.

2. Равновесие денежного рынка.

3. Взаимодействие реального и денежного секторов экономики.

4. Модель IS—LM и построение кривой совокупного спроса.