Регулирование внешней торговли
Классификация экспорта и импорта
Внешняя торговля. Торговая политика.
Факторы, определяющие участие стран в МРТ
üПриродно-географические: природно-климатические условия; природные ресурсы4 величина территории; численность населения;
üСоциально-экономические: положение страны в мировой экономике; уровень экономического развития страны; особенность исторического развития страны; тип хозяйствования;
üМеждународные: уровень НТП в мире; конъюнктура мирового рынка; система международных расчетов; глобальные проблемы мирового хозяйства.
Формы международной экономической деятельности:
üМеждународная торговля товарами и услугами
üМеждународное движение капиталов
üМеждународный научно-технический обмен
üМеждународная миграция рабочей силы
üМеждународные валютно-финансовые отношения
Международная торговля – сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и импорт каждой страны. Экспорт — продажа и вывоз товаров границу, импорт — это покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Разность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.
Экспорт | Импорт |
1) вывоз товаров, изготовленных в данной стране | 1) ввоз товаров из-за границы для реализации на внутреннем рынке |
2) вывоз сырья и полуфабрикатов для переработки за границей под таможенным контролем с последующим возвратом | 2) ввоз сырья и полуфабрикатов для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу |
3) реэкспорт – вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы | 3) реимпорт – обратный ввоз из-за границы, ранее вывезенных национальных товаров |
4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом | 4) временный ввоз товаров (на выставки, ярмарки) |
5)вывоз продукции в порядке прямых производственных связей, а также поставки в рамках ТНК | 5) ввоз продукции в рамках ТНК |
Цены совокупных экспортно-импортных операций, отражающие состояние международной торговли конкретным товаром, называются мировыми ценами.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные тенденции внешнеторговой политики:
1.протекционизм (защита);
2.фритредерство (полная свобода торговли).
Классический протекционизм предполагает сдерживание импорта товаров и всяческое стимулирование экспорта. Это осуществляется путем введения высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Современный протекционизм означает стремление государства обеспечить наилучшие условия для производителей своей страны на внутреннем рынке и оградить их от конкуренции импортеров.
Протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции, поэтому страны неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерству). Сокращение тарифов и квот, ведущее к росту объемов международной торговли, выражает стремление к достижению большей открытости национальной экономики.
Регулирование экспорта — это меры, стимулирующие экспорт с помощью организационных и кредитно-финансовых методов.
К организационным методам стимулирования экспорта относятся:
üсоздание специальных подразделений для информационного и консультативного обслуживания экспортеров;
üучастие государственных органов в заключении торговых сделок;
üсодействие подготовке квалифицированных кадров для внешней торговли;
üпомощь в организации выставок за рубежом, дипломатическая поддержка национальных компаний.
Кредитно-финансовые методы предполагают:
ü субсидирование экспортных поставок;
üпредоставление государственных и поддержку частных кредитов;
üгосударственное страхование заграничных операций;
üосвобождение от уплаты налогов на экспортную прибыль.
Регулирование импорта — меры, приводящие к ограничению импорта с помощью тарифных и нетарифных средств.
Основным тарифным средством служат таможенные пошлины — денежный сбор, взимаемый государством: через сеть таможен с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.
Виды таможенных пошлин:
üПо направлению движения товара
· импортные
· экспортные
üПо способам установления
· адвалорные – процент от стоимости облагаемого товара;
· специфические – твердая ставка с единицы веса, объема, мощности;
· смешанные – комбинация адвалорных и специфических пошлин.
üПо целям введения
· преференциальные (пониженные) – для создания благоприятных условий торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;
· дискриминационные (повышенные) – ответ на действия партнера;
· компенсационные – ответ на субсидирование экспорта в других странах;
· антидемпинговые – выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.
Даже если конкуренция вынуждает импортера назначить свою минимальную цену, таможенная пошлина поднимет отечественную цену импортного товара выше мировой, поскольку теперь минимальная отечественная цена, по которой импортер готов продавать свой товар, равняется мировой цене плюс таможенная пошлина.