Государственный бюджет и его структура
Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона.
В России государственный бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ.
По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства.
По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества.
Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс.
Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.
В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
З) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета.
Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет:
1. федеральный бюджет;
2. субъектов РФ;
3. местные бюджеты
Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами.
Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы.
Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы.
Расходы бюджетов - это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций.
Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям:
· влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне:
а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений;
б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов;
· предметная направленность потоков расходов:
а) военные нужды;
б) вмешательство государства в экономику;
в) содержание государственного аппарата;
г) расходы на социальные цели;
д) предоставление субсидий, кредитов;
· территориально-административный критерий:
а) расходы общефедерального бюджета;
б) расходы бюджетов субъектов РФ;
в) расходы местных бюджетов.
Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы.
Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие:
- межбюджетные трансферты (33,5 % от всех расходов);
- национальная оборона (15,6 % расходов);
- общегосударственные вопросы (15 %);
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %);
- национальная экономика (7,9 %);
- социальная политика (4,8 %);
- образование (4,7 %);
- здравоохранение и спорт (3,5 %).