Экономическое планирование, программирование
Методы и средства государственного регулирования экономики
Для воздействия на экономику государство использует различные методы, инструменты, средства, которые в совокупности образуют механизм государственного регулирования.
Основными методами государственного регулирования экономики являются экономические и административные.
К экономическим методам относятся:
· средства бюджетно-налоговой политики;
· средства денежно - кредитной политики;
· государственное предпринимательство.
Бюджетно-налоговое регулирование означает разработку, утверждение и исполнение бюджета государства.
Денежно-кредитное регулирование представляет собой систему государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, необходимого объема денежной массы.
Государственное предпринимательство играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращается. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительство препятствует общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы.
Административное регулирование осуществляется с помощью лицензирования, квотирования, принудительного разукрупнения монополий или картелирования и др.
Экономические методы оказывают регулирующее влияние на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. Наоборот, при «перегреве» экономики они стремятся снизить эту активность.
Административные методы регулирования оправданы при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны. Они необходимы при разработке стандартов, нормативов и осуществлении контроля за их соблюдением. Без них невозможно эффективное проведение внешнеэкономической деятельности.
Государственное регулирование предполагает использование различных инструментов, прежде всего, прогнозирования и программирования.
Весьма актуальным в деятельности современного государства является сочетание рынка с элементами планирования. В последнее время во многих странах Запада были вынуждены признать важное значение общенационального планирования. Многие страны Запада стали разрабатывать среднесрочные планы от четырех до шести лет. Эти планы не имели административного, директивного характера, тем не менее, через систему цен, тарифов, налоговые льготы, дотации, банковский процент стимулирует предприятия и отрасли в нужном для него направлении. Исходя из общенациональных интересов, государство разрабатывало долгосрочные социально-экономические, научно-технические, экономические программы и принимало меры по их реализации.
Теория экономики содержит две концепции реализации этой идеи. Первая состоит в дополнении плановыми элементами механизма рынка, эта концепция ведет свое начало еще от Дж. Кейнса. Суть практического использования этой концепции заключается в сглаживании различий в доходах имущих и неимущих и в поддержке так называемых заходящих отраслей (т.е. отраслей, которые отживают свой век, но пока еще необходимы для экономики данного государства). Сущность данной концепции выражает тезис «план после рынка». Подобная система дополнения механизма рынка плановыми элементами характерна для 90-х гг. XX в. США.
Вторую концепцию, сформировавшуюся в 80-х гг., можно сформулировать так: «план до рынка». В этой концепции главное внимание уделяется развитию новых производств, основанных на новейших технологиях, требующих больших капитальных вложений. Речь идет о так называемых восходящих отраслях, которые имеют принципиальное, перспективное значение для данного государства, но которые еще не могут самостоятельно финансировать текущее производство и его прогрессивное развитие. Поэтому финансирование программ развития этих отраслей в основном осуществляется государством.
Особое место в системе государственного управления занимает экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программирования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже программирование применялось также в Швеции, Финляндии. Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование приоритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (например, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.
Кроме индикативного существует и среднесрочное (на 4—5 лет) прогнозирование экономического развития. Среднесрочные прогнозы, как правило, разрабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно корректируются и продлеваются на год. Первоочередное назначение этих прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для расчета ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.
Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой прогноз, служащий основой среднесрочного планирования финансов. Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для реализации установок такого прогноза весь рассмотренный выше инструментарий госрегулирования
Экономическое программирование является особым методом регулирования, который нельзя отнести ни к экономическим, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным инструментам регулирования целенаправленный характер, координирует их применение для достижения заданных программной целей, приоритетов, структурных пропорций.
Разработка программ социально-экономического развития осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется приоритетами государственной структурной политики. Последняя нацелена на смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных отраслей или регионов — «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся.