Экономическое планирование, программирование

Методы и средства государственного регулирования экономики

Для воздействия на экономику государство использует различные методы, инструменты, средства, которые в совокупности образуют механизм государственного регулирования.

Основными методами государственного регулирования экономики являются экономические и административные.

К экономическим методам относятся:

· средства бюджетно-налоговой политики;

· средства денежно - кредитной политики;

· государственное предпринимательство.

Бюджетно-налоговое регулирование означает разработку, утверждение и исполнение бюджета государства.

Денежно-кредитное регулирование представляет собой систему государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, необходимого объема денежной массы.

Государственное предпринимательство играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращается. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительство препятствует общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы.

Административное регулирование осуществляется с помощью лицензирования, квотирования, принудительного разукрупнения монополий или картелирования и др.

Экономические методы оказывают регулирующее влияние на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. Наоборот, при «перегреве» экономики они стремятся снизить эту активность.

Административные методы регулирования оправданы при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны. Они необходимы при разработке стандартов, нормативов и осуществлении контроля за их соблюдением. Без них невозможно эффективное проведение внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование предполагает использование различных инструментов, прежде всего, прогнозирования и программирования.

Весьма актуальным в деятельности современного государства является сочетание рынка с элементами планирования. В последнее время во многих странах Запада были вынужде­ны признать важное значение общенационального плани­рования. Многие страны Запада стали разрабатывать сред­несрочные планы от четырех до шести лет. Эти планы не имели административного, директивного характера, тем не менее, через систему цен, тарифов, налоговые льготы, дотации, банковский процент сти­мулирует предприятия и отрасли в нужном для него направ­лении. Исходя из общенациональных интересов, государ­ство разрабатывало долгосрочные социально-экономичес­кие, научно-технические, экономические программы и при­нимало меры по их реализации.

Теория экономики содержит две концепции реализации этой идеи. Первая состоит в дополнении плановыми элементами механиз­ма рынка, эта концепция ведет свое начало еще от Дж. Кейнса. Суть прак­тического использования этой концепции заключается в сгла­живании различий в доходах имущих и неимущих и в поддерж­ке так называемых заходящих отраслей (т.е. отраслей, которые отживают свой век, но пока еще необходимы для экономики данного государства). Сущность данной концепции выражает тезис «план после рынка». Подобная система дополнения меха­низма рынка плановыми элементами характерна для 90-х гг. XX в. США.

Вторую концепцию, сформировавшуюся в 80-х гг., можно сформулировать так: «план до рынка». В этой концепции глав­ное внимание уделяется развитию новых производств, основан­ных на новейших технологиях, требующих больших капиталь­ных вложений. Речь идет о так называемых восходящих отрас­лях, которые имеют принципиальное, перспективное значение для данного государства, но которые еще не могут самостоя­тельно финансировать текущее производство и его прогрессив­ное развитие. Поэтому финансирование программ развития этих отраслей в основном осуществляется государством.

Особое место в системе государственного управления занимает экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование, т.е. процесс ориентации государством разви­тия общественного производства посредством регулярного и комплексного воз­действия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом со­циально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Опыт программи­рования экономики имеют многие страны. Возникло оно сразу после второй мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии. Позже про­граммирование применялось также в Швеции, Финляндии. Великобритании и других странах. При программировании осуществляется ранжирование при­оритетов, между которыми, как правило, существует противоречие (напри­мер, между установкой на полную занятость и на отсутствие инфляции), и увязка выбранных целей с системой регуляторов.

Кроме индикативного существует и среднесрочное (на 4—5 лет) прогнозирование эконо­мического развития. Среднесрочные прогнозы, как правило, раз­рабатываются по «скользящему» методу, т.е. ежегодно корректи­руются и продлеваются на год. Первоочередное на­значение этих прогнозов состоит в том, что они служат отправным пунктом для расчета ожидаемых доходов и расходов госбюджета в прогнозируемый период.

Как правило, правительство поручает разработку подобных прогнозов одновременно нескольким авторитетным и постоянно выполняющим его заказы научно-исследовательским институтам. Из нескольких прогнозов выбирается один или производится какой-то симбиоз из них. В результате формируется целевой про­гноз, служащий основой среднесрочного планирования финан­сов. Предпринимаются попытки более или менее взаимоувязанно использовать для реализации установок такого прогноза весь рас­смотренный выше инструментарий госрегулирования

Экономическое программирование является особым мето­дом регулирования, который нельзя отнести ни к экономиче­ским, ни к административным методам. Программирование вбирает в себя и те, и другие, придает разнообразным инст­рументам регулирования целенаправленный характер, коор­динирует их применение для достижения заданных программ­ной целей, приоритетов, структурных пропорций.

Разработка программ социально-экономического разви­тия осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Достижению макроэкономических целей, которые преследует правительство, служат также отраслевые и региональные программы, содержание которых определяется приоритетами государственной структурной политики. Последняя наце­лена на смягчение кризиса, стабилизацию или экономическую экспансию тех или иных отраслей или регионов — «структурно-кризисных» (по каким-либо причинам слаборазвитых в данной стране или депрессивных) или новых, зарождающихся.