Перечислите мегалитические сооружения. Дайте им определение. Охарактеризуйте жилые здания Древнего Египта. Проследите эволюцию Египетских пирамид.
Мегалиты (от мега... и греческого líthos — камень) - сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи.
• Менгиры – вертикально поставленные обработанные или не обработанные камни.
• Дольмены – композиция из 2-ух и более опорных камней, перекрытых плитой – прототип стоечно-балочной конструктивной системы.
• Кромлехи – каменные плиты или столбы, расположенные по кругу.
О жилищах древних египтян нам известно благодаря глиняным моделям, сохранившимся в захоронениях и археологическим исследованиям. Дом бедняка имел обычно небольшой огород, обнесённый глиняной стеной, и хижины неправильной формы в 1-2 комнаты из камыша, обмазанного глиной. У более богатых египтян жилые дома были прямоугольной формы с длинными коридорами, рядом маленьких комнат и залов с внутренними колоннами. Дома в основном одно- или двухэтажные с небольшой террасой на крыше.
Этапы развития пирамид:
1. Первоначально подземная часть захоронений делалась в виде погребальной камеры, имеющей сверху земляную насыпь. В эпоху первых фараонов гробницы делались с наклонными стенами и плоской крышей, называемые мастаба имели сходство с хижинами землевладельцев.
2. Ступенчатые пирамиды появляются путём надстройки одной мастаба над другой. Примером является пирамида Джосера в Саккара.
3. Трёхступенчатая пирамида в Медуме является следующим этапом в строительстве пирамид.
4. Пирамида Снофру в Дашуре представляет собой пирамиду не с прямыми, а изломанными гранями, верхняя имеет больший уклон.
5. Классические пирамиды в Гизе, 27в до н.э.
15. Перечислите конструктивные особенности античных жилых зданий. Укажите элементы, изображённые на рисунке. Охарактеризуйте объёмно-планировочное решение античного дома. Выделите особенности объёмно-планировочного решения античного жилого дома.
Жилые дома в Древней Греции возводились из кирпича-сырца на каменном фундаменте. Перекрытия, лестницы, опоры террас и входного портика были деревянными. Кровля – черепичная, полы – земляные. В богатых домах полы делались из каменных плит, стены штукатурились и покрывались мозаикой, расписывались фресками.
На рисунке изображён античный жилой дом.
1. Вестибюль - большое помещение между входом и внутренним пространством в общественных зданиях. Нередко украшается цветами, мебелью, здесь помещается гардероб, устраивается открытая широкая лестница на 2 этаж.
2. Фауцес - узкий коридор в римском доме.
3. Целла - главное помещение античного и древневосточного храма, в котором стояло изваяние божества. В греческом храме эта часть называется наос. Иногда в одном храме могло быть их несколько, отделенных друг от друга, посвященных разным божествам.
4. Кубикула - спальня римского жилого городского дома-особняка, располагались вокруг перистиля .
5. Атрий – средняя часть древнеитальянского и древнеримского жилого дома. Представляет собой замкнутый внутренний двор, куда выходили остальные внутренние помещения.
6. Имплювий - четырехугольный неглубокий бассейн в центре атрия в древнеиталийском и древнеримском жилище. В него через комплювий стекала с крыши дождевая вода. Он использовался в хозяйственных нуждах, позже стал декоративным украшением атрия.
7. Алы - симметрично расположенные помещения этрусского и античного римского дома-особняка, расположенные в атриуме или перистиле. Назначение трактуется как ниши для бесед.
8. Таблинум - помещение римского дома, расположенное на противоположной входу стороне атрия, открытое с двух противоположных сторон, при необходимости могло отделяться от окружающих помещений легкими ширмами или занавесями.
В отношении внутреннего устройства дом представляется нам в следующем виде. Каждый двор, или по крайней мере главный из них, окружен портиками с колоннами или без колонн. Главные помещения отличаются значительной высотой, как и полагается в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделены от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между этим последним и крышей служит защитой от чрезмерных колебаний температуры. Второй этаж сплошь и рядом нависает выступом над улицей.
Дымовых труб не имеется. Помещения, где поддерживался огонь, имели, по Витрувию, отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарей снабжены дымовыми трубами; единственным средством отопления обыкновенных жилых помещений являлись переносные жаровни.
При кухне имеется помойная яма, по возможности сообщающаяся с канализационной сетью: она же служит и отхожим местом, предвосхищая, таким образом, способ ассенизации, все больше распространяющийся в наши дни.
Окна домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Для них употреблялись простые решетки наподобие тех, какие мы видим до сих пор в жилищах Востока. Они пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.
В некоторых домах были найдены бронзовые седалища и ложа, а также и несъемное оборудование столовых — каменные ложа, застилавшиеся матрацами. Фасады домов лишены декоративных мотивов; только в самых богатых жилищах встречается иногда дверь с профилированным импостом. В Помпеях соблюдался азиатский обычай не украшать фасадов домов и не открывать в первом этаже окон на улицу.
16. Перечислите особенности античных бань. Укажите элементы, изображённые на рисунке. Охарактеризуйте объёмно-планировочное решение римских терм. Выделите особенности объёмно-планировочного решения римских терм.
Строительством терм римские императоры преследовали ту же цель, что и постройкой амфитеатров, - завоевание популярности у населения. Пользование банями было бесплатным, и любой гражданин мог их посещать не только днём, но и ночью. Предназначались термы не только для купания, но и для физических упражнений, плавания, развлечения и отдыха. В Риме имелось 11 крупных императорских и 800 частных бань. Крупнейшими были термы Диоклетиана, вмещавшие 3200 человек и Каракаллы – до 3000 человек.
На рисунке изображена античная публичная баня (терма).
1. Фригидарий – холодная баня с бассейном в римских термах.
2. Вестибюль - большое помещение между входом и внутренним пространством в общественных зданиях. Нередко украшается цветами, мебелью, здесь помещается гардероб, устраивается открытая широкая лестница на 2 этаж.
3. Аподитерий – помещение для раздевания.
4. Центральный зал.
5. Эфебий – помещение, где подростки изучали основы гимнастических упражнений.
6. Анфилада ванных комнат.
7. Тепидарий – помещение в римских термах с умеренной температурой, служившее для постепенного перехода от холода к теплу.
8. Калидарий – парилка в римских банях.
В общем виде комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания, помещавшегося в парке, который со всех сторон был ограничен двухэтажными корпусами номерных бань, библиотек, стадиона и т.п.
В главном здании по единой оси последовательно располагались большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал – холодная баня (фригидарий), тёплая баня (тепидарий) и великолепная купольная ротонда горячей бани. Разные по форме залы для отдыха располагались по фасаду, противоположному главному входу. Кроме того, в термах размещались 2 палестры, раздевальни, массажные и т.п.
Система входов терм строилась с учётом наиболее быстрого и удобного пользования помещениями, термы были роскошно убраны скульптурой и другими памятниками искусства. Наружный фасад строг – штукатурка, возможно, расписанная. Под залами главного корпуса находились подсобные помещения, отопительная система, водопровод, канализация. Большое помещение в глубине двора занимала огромная цистерна-отстойник.
17. Перечислите особенности античных театров. Укажите элементы, изображённые на рисунке. Охарактеризуйте объёмно-планировочное решение античных театров. Выделите особенности объёмно-планировочного решения античных театров.
Архитектура театров является ответвлением религиозного искусства греков. Известно религиозное происхождение сценических представлений. Алтарь, помещавшийся по середине театра, напоминал об этом. Представлениями большого театра Афин руководил жрец Диониса.
Понятие театра так тесно связывалось с религией, что нередко неподалеку от театров помещались кладбища, как это было, например, в Сиракузах и в Айзани.
Театры служили также местом народных празднеств; например раздача почетных венков в Афинах происходила в театре.
До V в. грекам известны были только передвижные подмостки и сиденья для зрителей, устроенные на подмостьях. Во время Эсхила довольствовались еще этой скромной мизансценой.
Обвал подмостьев во время представления драмы Пратина внушил мысль о замене этих непрочных нагромождений более основательным сооружением. Театр Диониса в Афинах и был первым опытом постройки постоянного помещения.
На рисунке изображён античный театр.
1. Диазома – широкий проход в древнегреческом театре, разделяющий места для зрителей, идущий по полукругу параллельно орхестре.
2. Куний - сектор зрительного зала в античном театре с клинообразно расположенными скамьями.
3. Зрительный зал (аудитория).
4. Логейон - верхний помост, на котором играли актеры.
5. Скена - сцена в античном театре.
6. Гипоскенион - помещение под сценой в античном театре.
7. Просцениум - передняя часть сцены в классическом театре.
8. Парадос - трап на сцену в античном театре.
Открытый амфитеатр располагается ярусами по южному склону Акрополя; поверх открывается море и вдали виднеется о. Эгина. «Орхестра» представляет собою свободную площадку, предназначенную для передвижения хоров, а также служит резонатором. Алтарь Диониса занимает центр амфитеатра, трон его жреца.
Сцена, в собственном смысле, представляет собой узкую трибуну, выдвинутую перед служебным двориком, фоном которого служит элегантная дорийская колоннада.
Лестницы соединяли трибуну со двором арьерсцены и, по всей вероятности, также с площадкой орхестры.
В дни гражданских празднеств театр не имел никаких украшений, кроме этого архитектурного убранства. Для драматизированных празднеств за трибуной выдвигали легкую передвижную перегородку с рядом прорезанных в ней дверей. Расписанные декорации навешивались на перегородку.
Никакой иллюзорности при этом не получалось, так как глубина сцены не «раздавалась». Вся мизансцена носила условный характер: дверь, в которую входил персонаж, указывала на его роль или происхождение; поэтому декорации сводились к нескольким картинам, повешенным на передвижной экран, служивший фоном, или поддерживаемым шестами, укрепленными во дворе арьерсцены.
18. Перечислите особенности античных храмов. Укажите элементы, изображённые на рисунке. Охарактеризуйте объёмно-планировочное решение античных храмов. Выделите особенности объёмно-планировочного решения античных храмов.
Внешний вид храма определяется его колоннадой и фронтоном. Стена целлы, напоминающая лишенные окон стены азиатских домов, скрывается за портиками. Что касается фронтона, то идея его так тесно связана с идеей храма, что, по выражению одного древнего автора, «если бы храм был построен хотя бы на Олимпе, где не знают дождя, он все же был бы увенчан фронтоном». Эволюция наружного портика отражает всю историю архитектуры храма.
На рисунке изображен античный храм.
1. Акротерий - фигурная или орнаментальная скульптура, устанавливаемая на углах фронтона здания, обычно выстроенного с применением ордера.
2. Крепидома - всякое подножие, в частности трехступенчатое подножие греческого храма (стереобат).
3. Перистиль - прямоугольный двор, площадь, зал, окруженный с 4 сторон крытой колоннадой.
4. Пронаос - полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целлой).
5. Целла - главное помещение античного и древневосточного храма, в котором стояло изваяние божества. В греческом храме эта часть называется наос. Иногда в одном храме могло быть их несколько, отделенных друг от друга, посвященных разным божествам.
6. Культовая статуя - один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или божества.
7. Адитон - внутреннее помещение древнегреческого храма, расположенное за наосом и сообщающееся с ним дверью в отличие от опистодома. Служило местом хранения храмовой утвари и приношений.
8. Опистодом - помещение в древнегреческом храме, расположенное за целлой (наосом), вход расположен с задней стороны храма. В отличие от адитона отделялось от целлы глухой стеной. Оно служило сокровищницей для приношений.
С применением железных орудий, облегчивших обработку камня, сначала стены храмов, а потом колонны и перекрытия заменяются каменными. Но при этом сложившиеся формы деревянных конструкций переносятся на камень.
В эпоху архаики для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся обработке. Подогнанные друг к другу блоки укладывали насухо и скреплялись железными штырями и скобами с заливкой пазов свинцом.
Храмы штукатурились и расписывались сложными композициями на мифологические темы. Колонны оставались неокрашенными.
Тектоника ордерной стоечно-балочной системы портиков становится основным средством для достижения художественной выразительности зданий.
Перечислите этапы развития византийской архитектуры. Охарактеризуйте их. Выделите особенности и главные достижения архитектуры Византии. Проведите анализ архитектурного облика изображённого объекта.
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. В своём развитии византийская архитектура прошла 3 этапа:
1. Ранневизантийский V- начало VIII вв.
2. Средневизантийский VIII-XIII вв.
3. Поздневизантийский XIII-XV вв.
Каждый этап развития византийской архитектуры характеризуется выработкой определённых конструктивных или планировочных систем. Так, в ранневизантийский период происходит становление купольных конструкций и композиционных приёмов центричных зданий; в средневизантийский был разработан тип крестовокупольного храма; поздневизантийский период – время монастырского строительства и отказ от монументальных храмов в пользу небольших изящных церквей.
Особенности и главные достижения архитектуры Византии:
1. Основные строительные материалы: камень и обожжённый кирпич – плинфа. Бетон, в отличие от Рима, не применялся. Кладка применялась простая и комбинированная на толстом слое цемянки.
2. Своды выполнялись из кирпича и камня. Для облегчения веса в кладку сводов вводились пористые каменные породы.
3. Применение арочно-сводчатых конструкций.
4. Формирование четырёх основных типов культовых зданий: центрических, базилик, центрально-купольных и крестово-купольных.
Примером центрально-купольного собора является Собор Святой Софии в Константинополе. Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.
В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.
Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.
20. Перечислите основные культовые постройки, возведённые в период Киевской Руси. Опишите планировочную структуру древнерусского города. Прокомментируйте приёмы византийской архитектуры в древнерусском зодчестве. Проанализируйте архитектурный облик крестово-купольного храма на примере собора Святой Софии в Киеве.
К основным культовым постройкам, возведённым в период Киевской Руси можно отнести:
1. Десятинная церковь (989-996 гг.)
2. Собор Святой Софии Киевской (1037-1054 гг.)
3. Собор Святой Софии в Новгороде (1045-1052 гг.)
4. Собор Святой Софии в Полоцке.
Рассвет Киевского государства приходится на конец X-начало XI вв. В это время из городищ возникают многочисленные города: Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Новгород. В XI в. на Руси насчитывается около 270 городов. Центром древнерусского города являлся укреплённый детинец с торговой площадью и храмом. Жилую застройку составляли срубы, богатые усадьбы имели несколько срубов, объединённых в ансамбль. Деревянными были стены крепостей, башни, мостовые и даже трубы новгородского водопровода.
В русской архитектуре византийские приёмы строительства и декоративное оформление зданий приобретают необычную сочность, в оформлении используются растительные элементы и т.д.
На Севере Руси строительство велось из местного грубоколотого камня. Для массового кирпичного, или, как его называли на Руси, каменного строительства в Киеве было налажено производство плинфы. Ряды плинфы укладывались на толстые слои известково-песчаного раствора. В ранних каменных строениях часто применялась «византийская» кладка, в которой несколько рядов плинфы перемежались рядами каменной кладки.
Софийский собор – обширный (37 х 55 м) пятинефный крестово-купольный храм, с пятью апсидами и ясно выделенным широким крестом центральных нефов, огромным двенадцати оконным куполом над их пересечением и группами двенадцати малых куполов, размещенных на углах массива храма, по четыре с запада и по два с востока.
Восточные пары куполов освещали помещение алтаря, западные – широкие хоры, занимавшие целиком западные углы храма и концы ветвей центрального креста. Сюда, в центральное пространство, хоры открывались тройными арками, которым внизу отвечали также тройные арки, опиравшиеся на восьмигранные столбы и несшие главные своды хор.
Основной массив храма окружала одноэтажная открытая галерея, к которой примыкала первоначально одна северо-западная круглая башня с лестницей на хоры. В дальнейшем галерею надстроили вторым этажом, расширившим площадь хор, и опоясали здание с трех сторон более широкими одноэтажными открытыми галереями, юго-западный угол которых заняла вторая лестничная башня. Примечательной конструктивной особенностью внешней галереи являются ее арки в четверть окружности – аркбутаны, игравшие роль контрфорсов. Как в своем начальном виде, так и после расширения обстройками собор характеризовался целостностью последовательно проведенного архитектурного замысла: массы храма ступенчато нарастали по направлению к центральному куполу.
В первоначальном виде Софийский собор был исключительно целостным и глубоко своеобразным зданием, воплотившим всю силу художественной мысли его строителей. Окружавшие массив собора галереи с открытыми аркадами скрывали в своем полумраке цоколь огромного здания, которое казалось стоящим на легких опорах. Это впечатление усиливалось двухцветностью фасадов оживленных светотенью декоративных ниш на алтарных апсидах и многочисленных оконных проемов.
21. Дайте определение понятиям: притвор, апсида, алтарь. Перечислите православные храмы по функциональному назначению. Охарактеризуйте их объёмно-планировочные отличия. Выделите стилевые особенности изображенного объекта.
Притвор – помещение, пристраиваемое, как правило, к западной стене храма, служащее в качестве входного тамбура. Может быть развит с добавлением трапезной части, служащей для размещения молящихся. Символизирует, в частности, грешную землю.
Апсида – ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом.
Алтарь - отделенная иконостасом и находящаяся на возвышении главная часть храма, предназначенная для священнослужителей, в которой находится престол.
По функциональному назначению православные храмы подразделяются:
1. СОБОРЫ
2. ПРИХОДСКИЕ ХРАМЫ
3. КЛАДБИЩЕНСКИЕ ХРАМЫ
4. МОНАСТЫРСКИЕ ХРАМЫ
5. ХРАМЫ-ПАМЯТНИКИ
6. ХРАМЫ-УСЫПАЛЬНИЦЫ
7. ДОМОВЫЕ ХРАМЫ
8. ХРАМЫ ПРИ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Собором называется главный храм в городе или монастыре. Собор, где находится кафедра архиерея, называется кафедральным. Особенностью планировочной организации собора является многопридельность (от 3до 8 пределов), а также наличие в алтаре у Горнего места возвышения с сидячими местами для епископа и священства и архиерейской кафедры в средней части собора.
В составе монастырского комплекса может быть несколько храмов. В центре крупного монастыря, как правило, располагается собор, а на территории монастыря может быть несколько других храмов:
1. Трапезная церковь.
2. Больничная церковь.
3. Надвратная церковь.
Храмы-памятники строятся на значимых местах и в честь каких-либо событий или личностей в истории государства или Церкви. Эти храмы могут иметь иногда некоторые специфические черты, отличающие их от приходских храмов, в том числе наличием в цокольной части вспомогательных помещений.
Наиболее массовым типом храма является приходской храм. Приходские храмы, располагаемые в городах, бывают вместимостью от 450 до 1500 человек. В малых населённых пунктах приходские храмы вмещают 50-100 человек. Для них характерно наличие нескольких дополнительных приделов для возможности совершать две Литургии.
В кладбищенских храмах, располагаемых на территории кладбищ, проводятся те же богослужения, что и в приходских храмах, поэтому они в целом не имеют существенных особенностей в архитектурно-планировочном решении и внешнем облике. Однако, для них характерен развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид.
Разновидностью приходского храма служит усадебный храм, который возводится на территории частных лиц и предназначен только для посещения членов семьи и приглашённых. Вследствие этого, он бывает небольших размеров и без вспомогательных помещений.
Храмы, входящие в состав комплексов и зданий общественного назначения, жилого назначения или предприятий могут быть отдельно стоящими, пристроенными или встроенными. Церкви, встроенные в жилые и общественные здания, должны размещаться на верхних этажах или таким образом, чтобы над алтарём не было помещений иного назначения.
На рисунке изображён одноэтажный деревянный православный храм, для которого характерна протяжённая осевая симметричность плана.
Храм однонефный, бесстолпный. Четырёхчастная структура плана (АЛТАРЬ-ХРАМ-ТРАПЕЗНАЯ-ПРИТВОР) имеет форму креста. Пределы расположены в трапезной, над которой надстроена колокольня, и средней части храма. Хоры располагаются на западной стороне храма. Шатровая форма покрытия завершается 5-ю главами и главой на колокольни.
22. Дайте определение понятиям: яблоко, паперть, амвон. Перечислите православные храмы по конструктивному решению. Охарактеризуйте их объёмно-планировочные отличия. Выделите стилевые особенности изображенного объекта.
Яблоко - основание для креста, который устанавливается на главе храма.
Паперть - площадка или крыльцо перед входом в храм, иногда крытое или крытое со стенами, а также галерея, устроенная с двух или трех сторон храма (кроме восточной).
Амвон - выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии.
По конструктивному назначению православные храмы подразделяются:
§ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ
§ ЦЕНТРАЛЬНО-КУПОЛЬНЫЙ
§ БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ
§ СТОЛПООБРАЗНЫЙ
23. Назовите типы сооружений романской архитектуры. Охарактеризуйте их. Раскройте суть планировочной структуры города романского периода. Проанализируйте конструктивно-планировочную структуру романского храма.
Основными архитектурными сооружениями романского периода являются:
1. Замки-донжоны;
2. Монастыри;
3. Храмы (базилики, зальные храмы) и баптистерии (крещальни);
4. Рядовые жилища.
Замки окружались мощными стенами и башнями, поскольку его хозяину постоянно угрожали другие мелкопоместные соседи. Перед крепкими воротами, через глубокий ров с водой перебрасывался подъёмный мост. За стенами из грубо обработанных глыб камня возводились здания с жильём для феодала, его прислуги и дружины, хозяйственные постройки, домовая церковь. К одной из стен примыкал донжон – высокая крепостная башня.
Монастыри и монастырские соборы этого времени часто имели вид крепости. Монастыри имели собственное натуральное хозяйство. Кроме соборов с мощными гладкими стенами, высоко расположенными узкими окнами-бойницами и оборонительными башнями по углам, на монастырской территории располагались кельи послушников, дома настоятелей, хозяйственные постройки, мастерские, иногда кладбище.
В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.
Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог.
Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт - на - Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.
Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.
В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл.
Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.
Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.
Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.
Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.
Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба) постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур.
Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.
Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых но форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но потому, что застекляться они стали только в готический период.
В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по - разному, Обычно дне из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех - или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же как и окна, портал из - за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.
Назовите этапы развития стиля «готика». Опишите гражданское строительство в период готики. Проведите анализ архитектурного облика изображённого объекта. Выделите основные достижения архитектуры в период готики.
Стиль готика в своём развитии проходит несколько этапов:
- Ранняя готика – XII-XIII вв.
- Зрелая готика XIII-XIV вв.
- Поздняя готика XIV-XVI вв.
В стилеготикаиспользовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.
В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень - отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.
Готические строители работали с камнем иначе, чем античные мастера, которые для возведения часто колоссальных сооружений тщательно обрабатывали огромные каменные блоки. Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть - ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.
Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика - 30 - 40 см.
Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно - распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.
Выдающимся памятником ранней готики стал собор Парижской богоматери, постройка которого началась в 1163 г. и закончилась к середине XIV в. Грандиозный пятинефный собор (длина 129 м, высота среднего нефа 32,5 м, башен -- 69 м) внутри расчленен крестовыми нервюрными сводами по связанной системе с открытой галереей над боковыми нефами. Нижний ярус имеет толстые по-романски нерасчлененные столбы. На фасадах ему отвечают массивные стены с контрфорсами. Черты готики в значительно большей степени проявляются в пластике верхней части композиции с ярко выраженным каркасом и огромными окнами заполнения. Конструкция контрфорсов с аркбутанами составляет ведущую архитектурную тему боковых фасадов. На главном (западном) фасаде наряду с богатой типично готической пластикой (стрельчатые многоуступчатые очертания проемов, ажурность и скульптурность элементов, преобладание в деталях вертикальных членений, развитое круглое окно-роза и т. п.) еще сильно ощущаются горизонтальные членения, господствует строгая симметрия.
Основные достижения готики:
1. Появление новой конструктивной схемы храмов с очень сложной каркасной системой, облегчёнными сводами на гуртах и нервюрах, позволяющих создать большое свободное внутренне пространство.
2. Хотя готика возникла в процессе развития романской архитектуры,- это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объёмной композиции.
3. Синтез различных видов искусств и архитектуры.
Назовите этапы развития архитектуры Ренессанса. Опишите применяемые строительные материалы эпохи Возрождения. Проведите анализ архитектурного облика изображённого объекта. Выделите основные достижения архитектуры эпохи Возрождения.
Процесс развития архитектуры Ренессанса в Италии условно разделяют на три этапа:
- Раннее Возрождение (420 г. — до конца XV в.)
- Высокое Возрождение (конец XV в. - 1-ая половина XVI в.)
- Позднее Возрождение (2-ая половина XVI в.)
Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс - период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич, по–прежнему, остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.
На рисунке изображён Собор Святого Петра в Ватикане. Основу композиции составляет равносторонний крест с огромными апсидами на концах.
Между образующими крест пространствами размещались центричные в плане меньшие пространства. Снаружи здание выглядело как куб с выступающими ризалитами апсид.
К колоннаде трапециевидной площади примыкают полукружия колоннад со строгими классическими формами. Ее середина отмечена высоким обелиском, а на поперечной оси поставлены два фонтана.
Основные достижения эпохи Возрождения:
1. Продолжают строиться виллы, палаццо; возводятся сооружения неизвестной в античном мире архитектуры;
2. В культовом строительстве, несмотря на продолжение строительства центричных сооружений наблюдается частичный возврат к базиликам;
3. Изменяются дворцы: от замка (дома-крепости) — к красивому городскому комфортабельному жилью;
4. Архитекторы «приспосабливают» ордерные формы к архитектуре жилого дома — дворца, появились новые виды обрамления окон;
5. Происходит целенаправленное формирование генпланов и развитие садово-парковой архитектуры;
6. Создаются теоретические труды по архитектуре;
7. Возрождение подготовило переход к стилям барокко и классицизму.
26. Назовите этапы развития архитектуры барокко. Опишите их. Проведите анализ архитектурного облика изображённого объекта. Выделите особенности стиля барокко.
В развитии стиля барокко выделяют периоды:
- Ранее барокко конец XVI и первая треть XVII в.
- Зрелое барокко с 30-х годовXVII в. до концаXVIII в.
Барокко воплощает новые представления о вечной изменчивости мира. Отличается грандиозностью, пышностью и динамикой, пристрастием к эффектным зрелищам, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени, совмещением иллюзорного и реального.
Благодаря причудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очертаниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамичность. Они как бы вливаются в окружающее пространство.
Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает иллюзию разверзшихся сводов.
Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.
Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптльно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово - парковой и городской архитектурной среды.
На рисунке изображена церквь Сант-Иво (1660 г.) во дворе университета в Риме. План этой церквей отличаются намеренной усложненностью форм, волнообразной поверхностью фасадов. Поверхность стен церкви заполнена глубокими нишами со статуями. Рядом — небольшой дворик для будничной жизни и сад. Монастырский же двор оформлен с нарочитой театральностью и пышностью.