Сущность и способы регулирования экономики

Тема 20. Регулирование рыночной экономики

Регулирование экономики

· обеспечение стабильного функционирования экономики;

· достижение макроэкономического равновесия;

· эффективное решение ключевых экономических проблем.

Ключевые экономические проблемы:

· Что производить?

· Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит потребности членов общества? Сколько необходимо произвести товаров?

· Как производить?

· Из каких ресурсов и с помощью каких технологий должны производиться товары? Как должно быть организовано производство?

· Для кого производить?

· Кто должен получить произведенные товары и услуги? Как они будут распределяться между потребителями?

Способы регулирования:

· рыночное саморегулирование:

o стихийное;

o сознательное;

· государственное регулирование:

o прямое;

o косвенное.

Рыночное саморегулированиепредполагает, что установление равновесия происходит под влиянием рыночных сил.

Стихийное саморегулированиехарактеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука»).

Сознательное саморегулирование –осознанная деятельность экономических агентов, направленная на регулирование отдельных сторон рыночных отношений.

Формы сознательного саморегулирования:

· регулирование со стороны производителей и потребителей (заключение договоров, регулирование рисков, выработка стратегий и др.);

· регулирование со стороны посредников (рыночной инфраструктуры).

Государственное регулированиехарактеризуется тем, что определённые функции по поддержанию макроэкономического равновесия берёт на себя государство.

Прямое государственное регулированиепроводится с целью непосредственного установления макроэкономических пропорций.

Формы прямого государственного регулирования:

· централизованное планирование;

· распределение государственных заказов;

· регулирование цен и тарифов.

Косвенное государственное регулированиепроводится с целью повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы.

Формы косвенного государственного регулирования:

· финансово-бюджетное регулирование (фискальная политика);

· кредитно-денежное регулирование (монетарная политика);

· рыночная экспансия (массовые закупки или продажи товаров);

· регулирование социальной сферы (социальная политика);

· нормативно-правовое регулирование.

20.2. Альтернативные подходы к определению
характера регулирования

Альтернативные подходы к определению характера регулирования:

· кейнсианский подход;

· неоклассический подход.

Кейнсианский подход:

· рыночная экономика нестабильна, развивается циклически;

· восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства;

· для смягчения резких экономических спадов и подъёмов необходима дискретная фискальная и монетарная политика.

Дискретная политикаизменяется в зависимости от экономической ситуации:

· стимулирующая политика на стадии спада;

· сдерживающая политика на стадии подъёма.

Неоклассический подход:

· рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискретная государственная политика;

· государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, а основываться на определённых правилах.