Смутное время как системный кризис русского общества. К. Минин и Д. Пожарский
Рубеж XVI-XVII веков стал переломным в жизни Московского государства. В предшествующий период в русском обществе накопилось столько негативных явлений и факторов, что они, в конечном счете, привели к системному кризису. В решающей степени Смута было порождено процессами, зародившимися в эпоху правления царя Ивана IV. Смута – это потрясение всех устоев традиционного общества, утрата огромными массами людей привычных жизненных ориентиров и даже фундаментальных основ своего бытия. Смутное время можно определить как первую в истории России гражданскую войну. Эпоха Смуты охватывает период от начала XVII века до 1613 года Важную роль в формировании предпосылок Смуты сыграла Ливонская война. Столь длительное перенапряжение моральных и физических сил народа, экономический упадок и разорение 26 значительной доли российских земель, привели к подрыву экономической базы как тяглого, так и служилого сословий. Немалое воздействие на процесс формирования Смуты оказала опричнина, которая принесла немало бед русскому обществу. Опричнина в значительной степени отразилась на нравственном состоянии общества. Нельзя игнорировать и сугубо природные явления начала XVII века, которые также сыграли свою негативную роль в обострении социального конфликта в Московском государстве. Голод, который разразился в Московском государстве, унес сотни тысяч жизней и вызвал целый ряд бунтов и крестьянских выступлений. Однако главным, системообразующим, фактором стало пресечение династии. В феврале 1598 г. умер последний из династии Рюриковичей, сын Ивана Грозного царь Федор Иванович, который не оставил потомства. Созванный по этому поводу Земский собор избрал на царствование Бориса Годунова. Однако возникновение нового политического прецедента – избрание нового царя, создавало в государстве целый ряд опасных для нового царя последствий.
Это резко подрывало харизму нового государя и создавало почву для зарождения в недрах московского общества невиданного до того времени явления, и невозможного при царях «законной династии» - политической борьбы за власть. Важнейшим основанием борьбы за власть противников Годунова был факт трагической и таинственной гибели последнего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия в Угличе, в мае 1591 г. Традиционная историография свидетельствует, что царевич Дмитрий погиб в Угличе, при невыясненных обстоятельствах. Существует три версии случившегося. Первая. Царский отпрыск сам закололся ножом во время эпилептического припадка. Вторая. Царевич Дмитрий был убит по приказу Бориса Годунова, стремившегося избавиться от претендента на царский престол. Имеется и третья версия, согласно которой настоящий Дмитрий не умер, вместо него погиб другой ребенок, а царевич был спасен и воспитывался в тайне до определенного возраста.
Человек, назвавшийся царевичем Дмитрием, появился во второй половине 1603 г. на Украине, недалеко от Киева, в имении князя Адама Вишневецкого. В исторической литературе существует несколько версий о человеке, который почти год правил московским государством. В его лице одни видели поляка или западнорусского человека. Другие считали его внебрачным сыном польского короля Стефана Батория. Третьи полагали, что этот молодой человек был специально подобран и соответственно воспитан московскими боярами. 30 июля того же года названный Дмитрий торжественно венчался на царствование по всем правилам православного обряда. Царь Дмитрий своим поведением и поступками сильно отличался от старых московских правителей. Живой и быстро схватывающий суть дела новый московский правитель охотно перенимал всевозможные европейские новшества и выделялся своей неординарностью. При разборе тех или иных дел он активно опирался на Думу, которая превратилась в своего рода, сенат. В этом сенате важная роль отводилась и духовенству.
В период царствования названного Дмитрия резко сократилось доносительство, и была введена такая свобода торговли, которая удивляла даже иностранцев. Погиб названный Дмитрий в мае 28 1606 г. в результате узкого боярского заговора, который был организован В.Шуйским и его сообщниками. Разрастание и завершение Смуты После событий 17 мая 1606 г. Россия в третий раз осталась без царя.
Уже 19 мая на московский престол узким кругом людей был «выкрикнут» князь В.И.Шуйский. Его избрание носило сугубо олигархический характер. Воцарение Шуйского можно считать поворотным пунктом Смуты: она принимает общенациональный характер. Важным фрагментом Смуты стало появление и действие самозванца, вошедшего в историю под именем Лжедмитрия II, или, как его называли в народе – «тушинского вора». Таким образом, в России установились две власти. Причем, значительная часть русских земель и городов отложилась от Шуйского и присягнула самозванцу. В сентябре 1609 г. поляки осадили Смоленск. В то же время в Тушино разваливался лагерь самозванца, поскольку часть поляков ушла к своему королю. Летом. 1610 г., после разгрома поляками царских войск под Клушино, Шуйский был низложен, и власть в стране перешла к семи членам Боярской думы. Они решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава. Во время обсуждения статей договора о «призвании» Владислава, поляки как-то незаметно были впущены в Москву, а затем и в Кремль. Их бесчинства вызвали широкое недовольство, и в 1611 г. формируется первое ополчение под руководство П.П.Ляпунова. Однако это мероприятие оказалось неудачным. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде созывается второе народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского, которое в октябре 1612 года освободило 29 Москву от поляков. Так завершились основные события русской Смуты. Государственность и суверенитет России были восстановлены.
После гибели Лжедмитрия 2 в 1610 г. тяжелые времена для России не закончились. Начавшие открытую интервенцию польские войска взяли Смоленск после 20 месяцев осады. Шведы, приведенные Скопиным-Шуйским изменили и двинувшись на север захватили Новгород. Чтобы хоть как-то разрядить обстановку бояре схватили В. Шуйского и заставили постричься в монахи. Вскоре, в сентябре 1610 г. он был выдан полякам. В России начался период «семибоярщины». Эти правители тайно подписали с королем Польши Сигизмундом 3 соглашение, в котором обязались призвать его сына Владислава на правление, после чего открыли ворота Москвы полякам. Победой над врагом Россия обязана подвигу Минина и Пожарского, который помнят и сегодня. Минин и Пожарский смогли поднять народ на борьбу, сплотить его и только это позволило избавиться от захватчиков.
9)Эпоха Петра Великого: реформы и государство.
Оформление основ абсолютистской монархии в Эпоху Петра 1 (1682-1725) потребовало радикальных преобразований всей системы государственного управления. Коренным изменениям подверглась система государственных учреждений - Боярской думы и приказов.
С организацией в 1699 г Ближней канцелярии было подготовлено учреждение в 1711г Правительствующего Сената - высшего правительственного органа, наделенного судебными, административными и частично законодательными функциями. В 1717-21 гг. приказная система управления заменена новыми центральными органами - 11 коллегиями, которые укрепили аппарат управления и усилили авторитет верховной власти. Укрепление высшего и центрального аппарата сочеталось с реформой местной администрации. В 1708-1715 гг. воеводская администрация была заменена губернской системой управления. Страна была разделена на губернии, губернатор обладали всей полнотой административно и судебной власти. Уезды, во главе которых стояли коменданты, делились на доли. Торговля. Получение Россией выхода к Балтийскому морю способствовали росту внешней и внутренней торговли. Были построены каналы, соединившие Волгу с Невой. Усилился обмен товарами между отдельными частями страны, большую роль играли ярмарки, т.е. в стране продолжался процесс формирования всероссийского рынка. Социальная политика. В 1714 г был издан "Указ о единонаследии", по которому дворянское поместье уравнивалось в правах с боярской вотчиной. Городских жителей разделили на две категории; регулярных и нерегулярных граждан, В регулярные зачислялись купцы, промышленники и ремесленники. Нерегулярными считались горожане, "обретающиеся в наймах и черных работах". Суд, сбор налогов и городское благоустройство были переданы городским магистратам, избиравшимся регулярными гражданами. Для руководства магистратами в 1721 г. был создан Главный магистрат. Петр I издал в 1724 г, указ, запрещавший крестьянам уходить от помещиков на заработки без их письменного разрешения. Так было положено начало паспортной системе в России. Армия и флот. При Петре 1 русская армия и флот стали одними из сильнейших в Европе, С 1705 г. в стране была введена рекрутская повинность - была создана регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием. Были введены новые военные уставы (1716), организованы военные училища, создан флот. Значение реформ. Петр 1 Великий - одна из наиболее ярких фигур в русской истории Реформы первой четверти 18 в. неотделимы от личности Петра I - выдающегося полководца и государственного деятеля. В условиях крепостнической России он реализовал эти идеи напористо, с размахом, не считаясь, порой с личными интересами подданных. Царь все время находился в движении - создавал флот и регулярную армию, реформировал аппарат власти, брил бороды и создавал научные центры, руководил военными действиями.
10)От абсолютизма Петра I к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II.
Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской истории; и светлые и тёмные стороны его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой.
Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине. В 1963 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице. Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге. Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было больше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь.
Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”.Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России.