Тема 13 : ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

Социальная политика и способы ее реализации.

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся.

Социальная политика государства – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан. Основными задачами социальной политики являются:

· повышение благосостояния

· улучшение условий труда и жизни людей

· осуществление принципа социальной справедливости.

Социальная политика государства реализуется посредством двух способов: социальной защитой и социальными гарантиями.

Социальная защита – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества, Она означает :

· наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;

· создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными и др.

· воспроизводство квалифицированной рабочей силы

Социальные гарантии – обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей. Они означают :

· гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

· общедоступность и бесплатность образования;

· минимальный размер оплаты труда

· минимальный размер пенсии, стипендии;

· социальные пенсии

· пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до 3 лет;

· ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

· разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы., которые предоставляются отдельным группам населения ( инвалидам, участникам войн, ветеранам труда и пр.)

 

 

В рыночной экономике основными функциями государства являются :

· Правовая, регламентирующая порядок организации предпринима-тельской деятельности, осуществление контроля за его соблюдением всеми без исключения экономическими субъектами.

· Протекционистская (защитная), обеспечивающая создание благоприятных возможностей для развития национальной экономики или отдельных секторов и отраслей народного хозяйства.

· Стабилизационная, направленная на поддержание высокой занятости, низкой инфляции, на реализацию антикризисных мер.

· Хозяйственная, связанная непосредственно с владением, распоряжением, использованием имущества ( объектов государственной и муниципальной собственности), а также с корректировкой результатов действия рыночного механизма (производство общественных товаров, распределение ресурсов и т.д.).

· Перераспределительная, направленная на изменение векторов финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, дотаций, субсидий, субвенций.

· Социальная, обеспечивающая поддержание благосостояния населения на определенном уровне, заданном объективными материальными условиями, традициями, соотношением классовых сил. Превращение социальной сферы общества в стратегический источник экономического роста. Её ключевые сферы : социальная инфраструктура ( образование, наука, окружающая среда); жизнеобеспечение малоимущих членов общества ( пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, безработных); социально-трудовые отношения.

В экономической теории принято различать нормативную ( определяет то, что должно делать государство при сглаживании несовершенства рынка, обеспечении роста национального благосостояния) и позитивную роль государства ( характеризует то, что государство делает фактически для повышения благосостояния общества).

Основные сферы реализации государственной собственности :

- определяющие общие условия воспроизводства (транспорт, энергетика, связь), т.е. отрасли производственной инфраструктуры;

- требующие большого начального капитала (добывающая промышленность, черная металлургия и др.);

- с пролонгированным, т.е. сдвинутым во времени получения, эффектом (фундаментальная наука, аэрокосмическая техника и технология);

- обеспечивающие воспроизводство рабочей силы (образование, культура, здравоохранение), т.е. отрасли социальной инфраструктуры.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества. ГРЭ имеет объективную основу:

а) обобществление производства в границах национальной экономики . в международном масштабе;

б) развитие НТР, требующего огромных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

в) неспособность рынка решить экономические, социальные проблемы;

г) неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

В качестве субъектов ГРЭ , т.е. тех, кто вырабатывает его стратегию и тактику, осуществляет необходимые практические действия, выступают органы трех ветвей власти ( законодательной, исполнительной, судебной), построенные по иерархическому принципу, а также Центральный банк. Названные участники выступают в двух формах : персонифицированной, когда решения принимаются конкретными должностными лицами ( президентом страны, премьер-министром, управляющим ЦБ, губернатором ), и ассоциированной, представленной коллективными органами ( федеральным и местным парламентом, правительствами).

Объектами ГРЭ выступают экономика в целом, сферы, отрасли, районы, социально-экономические процессы, т.е. то, на что направлено государственное воздействие. Основными видами субъектов ГРЭ являются: Экономический цикл, структура производства ( секторальная, отраслевая, региональная), занятость населения, денежное обращение, платежный баланс, социальные отношения, экология, внешнеэкономические связи.

Цели ГРЭ : - обеспечение социально-экономической стабильности в обществе;

- достижение устойчивого экономического роста;

- повышение благосостояния народа.

Формы ГРЭ :

· государственное прогнозирование и программирование экономики – разработка и принятие разнообразных прогнозов и программ (планов).

· бюджетное регулирование. Посредством бюджетного и налогового регулирования обеспечиваются государственное потребление и селективная финансовая поддержка отраслей, региональных систем, предприятий.

· Государственное потребление и государственный заказ. С целью сглаживания экономического цикла государство может увеличивать объем заказа в период кризиса и депрессии и сокращать его в периоды подъема во избежание « перегрева» экономики.

· Селективная финансовая поддержка отраслей, регионов, предприятий. Она направлена на оздоровление отраслей, переживающих кризис; структурную перестройку экономики; сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии отдельных районов страны; поддержка определенных форм и видов бизнеса; проведение в жизнь крупных эколого-экономических программ.

· Денежно-кредитное регулирование имеет основными целями: защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты, её покупательной способности; создание условий для удовлетворения потребностей экономики в кредитных ресурсах; укрепление банковской системы.

· Приватизация и национализация собственности. Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит госбюджета; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес; повысить эффективность использования общественного капитала; противодействовать бюрократизации госаппарата. Национализация необходима для: оздоровления отраслей, отдельных предприятий, играющих ключевую роль в национальной экономике; укрепления и восстановления государственной монополии на производство и продажу определенных товаров; внедрения государственного капитала в передовые, наукоемкие отрасли, требующие значительных первоначальных затрат и не обеспечивающие быстрой отдачи от инвестиций; предотвращения ( снижения) экономической безопасности страны и т.д.

· Использование государственной собственности в достижении целей регулирования экономики осуществляется в двух вариантах :

1) госпредприятия не ориентируются на извлечение прибыли, главным для них является оказание льготных услуг частному бизнесу и создание предпосылок для его устойчивого развития.; 2) использование государственной собственности в качестве активно функционирующего капитала (предпринимательство).

* Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику, управление обменным курсом, привлечение иностранных инвестиций и др.

МЕТОДЫ ГРЭ :

· Экономические методы включают в себя методы прямого государственного регулирования и методы косвенного регулирования. Прямые методы выступают в следующих основных формах:

· а) целевое финансирование государств;

· б) государственные закупки;

· в) функционирование государственного сектора экономики. Косвенные методы имеют формы:

· а) кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на отрытом рынке ЦБ, установление норм обязательных резервов);

· б) бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

· в)ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

· г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

· Административные методы имеют следующие формы :

а) антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

б) введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);

в) определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).