Фискальная политика
Фискальная ( бюджетно-налоговая ) политика представляет собой меры правительства по изменению государственных расходов и налогов, направленные на обеспечение полной занятости и преодоление инфляции.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет целью преодоление циклического спада экономики, когда фактический ВВП оказывается ниже потенциального. Она предполагает увеличение государственных расходов или сокращение налогов, или комбинацию этих мер. В долговременном аспекте такая политика может привести к расширению предложения факторов производства и росту потенциального ВВП. При проведении этой политики объем национального производства и дохода увеличивается, а процентная ставка растет. Механизм действия стимулирующей фискальной политики представлен следующим образом: увеличение гос.расходов или сокращение налогов приводит к увеличению расходов, в результате увеличивается совокупный выпуск. Затем происходит увеличение спроса на деньги для сделок, что приводит к сокращению спроса на облигации и росту процентной ставки.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика имеет целью ограничение циклического подъема экономики, когда последняя работает с перегрузкой, т.е. фактический ВВП превышает потенциальный. Она осуществляется посредством сокращения государственных расходов, увеличения налогов или комбинации этих мер. В краткосрочном аспекте такая политика помогает бороться с инфляцией, а в долгосрочном – может создать предпосылки для сокращения потенциального ВВП. При проведении сдерживающей фискальной политики объем национального производства и дохода сокращается, и процентная ставка тоже снижается. Этот механизм представлен схемой: сокращение гос.расходов или повышение налогов приводит к сокращению планируемых расходов. Затем происходит сокращение совокупного выпуска, и сокращение спроса на деньги для сделок . Растет спрос на облигации, в результате ставки процента падает.
Различают дискреционную и недискреционную бюджетно-налоговую политику. Дискреционная политика означает целенаправленные изменения государственных расходов и налогов в результате специальных правительственных решений. При проведении данной политики следует учитывать временные лаги, которые различаются на внутренний и внешний. Внутренний лаг – это промежуток времени между изменением в экономике и принятием ответных мер экономической политики. Внешний лаг – это промежуток времени между принятием указанных мер и временем, когда они начнут давать результаты.
Недискреционная политика проявляется в автоматическом изменении государственных расходов и налогов вследствие колебаний ВВП. Указанные величина изменяются автоматически вследствие действия так называемых встроенных стабилизаторов экономики. Встроенный стабилизатор – экономический механизм, сглаживающий колебания ВВП без принятия специальных решений. Встроенные стабилизаторы позволяют сократить временные лаги.
На рис. 8.1. показана зависимость между ВВП ( национальным доходом) и налоговыми поступлениями государства, а также государственными расходами, включая социальные трансферты.
Рис. 8.1. Динамика государственных расходов и налогов
по мере изменения ВВП.
Т – налоговые доходы государства; G (F) - государственные расходы с учетом трансфертов; Y* - ВВП, при котором достигается бездефицитный бюджет.
На рис. 8.2.а,б,в. рассматривается результативность фискальной экспансии в трех ситуация: высокая безработица (а), неполная занятость (б), полная занятость (в).
Рис. 8.2. Влияние фискальной экспансии на объем выпуска и уровень цен.
а) В ситуации неполной занятости, когда кривая совокупного предложения горизонтальна, эффект проявляется только в росте объема выпуска при неизменном уровне цен. В этом случае результативность стимулирующей фискальной политики достаточно высокая и государство достигает поставленных целей в полной мере.
б) В нормальном кейнсианском случае, когда кривая совокупного предложения имеет положительный наклон, увеличение государственных расходов способствует росту выпуска с 0 до 1 и вызывает рост уровня цен с 0 до 1. Это происходит потому, что дальнейший рост дохода повлечет все больший спрос на деньги для сделок, усиливая на денежном рынке ситуацию дефицита.
в) В классическом случае, когда кривая совокупного предложения вертикальна , что означает достижение полной занятости, рост совокупного спроса посредством увеличения государственных расходов не изменит уровня выпуска и дохода и завершится только ростом уровня цен. Это означает, что активная фискальная политика, направленная на рост занятости и увеличение национального дохода, не достигает цели и оборачивается инфляцией спроса.
Последствия увеличения государственных расходов ( снижения налогов) видны на рис. 8.3. Рост государственных расходов (снижение налогов) приведет к тому, что кривая
Isо сдвинется вправо, в положение IS 1. При прежней процентной ставке r о совокупный спрос увеличился бы до уровня Y 2. Однако двойное равновесие рыночной системы при этом оказалось бы нарушенным, поэтому новое совместное равновесие на рынке товаров и денежном рынке установится при доходе Y 1 и процентной ставке r 1. Это говорит о том, что денежный рынок «гасит» мультипликационный эффект увеличения государственных расходов.
Рис. 8.3. Эффект увеличения государственных расходов:
а) модель IS-LM ; б) денежный рынок; в) кривая совокупного спроса
Одно из последствий увеличения фискальных расходов – рост ставок процента , приводящий к сокращению инвестиций, а также частного потребления ( поскольку дорогим становится потребительский кредит). Влияние роста ставок процента на потребление и инвестиции в связи с повышением государственных расходов получило название эффекта вытеснения : увеличение G вытесняет частные расходы.
Фискальная политика государства в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов. Бюджетный мультипликатор ( мультипликатор государственных расходов) – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов.