Бюджетно-налоговая система. Госбюджет. Налоги
Центральной частью финансовой системы являются государственные финансы. Содержание и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления. В федеративных государствах существуют три уровня государственного управления: общегосударственный (центральный), региональный и местный. Соответственно различают бюджеты: государственный, региональный и местный.
Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения. По своей структуре бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходная часть формируется за счет налогов и текущих неналоговых поступлений ( доходы от собственности и предпринимательской деятельности, доходы от продаж, поступления по штрафам, доходы от операций с капиталом). Государственные расходы – затраты , связанные с осуществлением государством своих функций , складываются из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. Если расходы равны доходам, то имеет место баланс государственного бюджета. Превышение расходов государства над его доходами образует бюджетный дефицит. Общая сумма накопленных за все годы бюджетных дефицитов составляет государственный долг, который различается на внутренний и внешний. Превышение доходов над расходами называется профицит. Подавляющее большинство стран имеет дефицитный бюджет. Традиционными источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия новых денег.
Построение бюджета основано на соблюдении принципов:
· Принцип единства – сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства, существование единообразия финансовых документов и бюджетной классификации.
· Принцип полноты – учет всех затрат и всех поступлений по каждой статье бюджета
· Принцип реальности – правдивое отражение доходов и расходов государства
· Принцип гласности – обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов
Главным источником доходной части бюджета являются всевозможные виды налогов.
Налоги ( сборы, пошлины) – это обязательные платежи в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые физическими и юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательными актами.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, принципов и методов их установления, изменения и отмены, система мер, обеспечивающих налоговое законодательство. Принципы налогообложения сформулировал ещё А.Смит: принцип справедливости или равенства, определенности и точности налогов, удобства сроков и способов уплаты, эффективности. Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог выполняет ряд функций : фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая и контрольная.
Налоги различаются по источникам (прямые и косвенные) и субъектам их присвоения ( федеральные, региональные и местные ). Для оптимального функционирования налоговой системы в практике используются пропорциональный, прогрессивный и регрессивный виды налогообложения.
Важнейшими категориями, применяемыми в налоговом законодательстве, выступают : субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база и налоговая ставка.
Государство через налоговый механизм может воздействовать на хозяйственную конъюнктуру, поощряя или сокращая совокупный спрос или предложение. В практике экономического развития производства и использования ВНП были установлены закономерности, влияющие на величину налогообложения, эффективность налоговой политики. Было установлено, что размер налоговых ставок и сумма собранных налогов связаны определенной зависимостью. Эти положения были представлены американским экономистом Артуром Лаффером ( рис. 8.1).
Рис. 8.1. Кривая Лаффера
По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений, по горизонтальной – значение ставок подоходного налога. В точке А при ставке равной 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок. Смысл « эффекта Лаффера » состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер – в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.