Совокупное предложение. Кривая AS.

Совокупное предложение ( AS ) представляет собой реальный объем национального производства, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен . Чем выше уровень цен, тем больше товаров готовы предложить к продаже все производители, и наоборот, т.е. существует прямая зависимость между уровнем цен и объемом предложений. Кривая AS имеет особую конфигурацию и состоит из трех отрезков (рис.4.2). Данные отрезки выделяются в связи с тем, что в масштабах всей экономики могут сложиться три различные ситуации: 1 – состояние неполной занятости; 2 – состояние, приближающееся к уровню полной занятости; 3 – состояние полной занятости.

Уровень цен
Доход. выпуск
У
Р
I
II
III
ASкр.


 

Рис. 4.2. Кривая совокупного предложения

 

1 – горизонтальный или кейнсианский. На этом отрезке рассматривается экономика в краткосрочном периоде. Реальный объем национального производства еще не достиг своего потенциального (максимального) уровня. Имеются резервы производственных мощностей, запасы сырья, материалов, большая безработица, что свидетельствует о состоянии депрессии. В этих условиях рост производства будет происходить , за счет вовлечения в производство дополнительных неиспользуемых ресурсов и не будет сопровождаться ростом цен.

2 - восходящий или промежуточный отрезок. На этом отрезке происходит увеличение объема производства, сопровождаемое ростом цен. На этом отрезке экономика приближается к потенциально возможному уровню объему национального производства.

Начинает ощущаться нехватка некоторых производственных факторов, что усиливает конкуренцию за производственные ресурсы, заставляет использовать менее эффективные ресурсы. Все это увеличивает производственные издержки и приводит к росту цен.

3 – вертикальный или классический. На этом отрезке происходит изменения уровня цен, а объем национального продукта остается неизменным и равным потенциальному уровню. Экономика достигла полной занятости факторов производства, дальнейшее наращивание реальных объемов производства невозможно, и любое увеличение совокупного спроса вызовет только рост уровня цен.

Изменение уровня цен влияет на изменение величины предложения при неизменности других факторов. Графически это выражается перемещением точек вдоль кривой AS.

Если же изменяется какой-либо неценовой фактор, то происходит изменение уровня совокупного предложения. Графически это отражается перемещением кривой предложения AS вправо, когда предложение увеличивается, и влево, когда предложение уменьшается .

К неценовым факторам совокупного предложения относятся: изменение цен на ресурсы; применяемые технологии; изменение налогов и субсидий, правовых норм, структуры рынка, производительности; ожидания производителей.

 

4.3 Макроэкономическое равновесие в модели AD=AS

Стабилизационная политика

Макроэкономическое равновесие – это такое состояние национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов, пригодных для создания товаров и услуг, и их распределение между различными членами общества сбалансированы. Это означает, что существует совокупная пропорциональность между:

· ресурсами и их использованием;

· факторами производства и результатами их использования;

· производством и потреблением

· предложением и спросом

· материально-вещественными и финансовыми потоками.

Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD=AS). Графически равновесие изображается пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения в точке Е, где определяется равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Рост совокупного спроса, изменяя точку равновесия , отражается на объеме национального производства, следовательно, на занятости населения, а также на уровне цен ( рис. 4.3. а, б, в )


 

ВВП (Y)
ВВП (Y)
ВВП (Y)
Р
Р
AS
AS
АD
АD
АD
AS
E1
E
E
E
E1
 
ВВП (Y)
в
б
a
АD1
АD1
АD1
E1
Y*
Y1
Y*
Y*
Y
Y
Р

 

 


Рис. 4.3. Последствия увеличения совокупного спроса на участке:

а – кейнсианском; б –промежуточном; в – классическом

 

Сдвиги кривых AD и AS, которые происходят в результате внешних воздействий, называются экономическими потрясениями или шоками.

Шок спроса ( предложения) – это экзогенное явление, которое вызвало изменение совокупного спроса ( предложения) и породило тем самым отклонение производства и занятости от потенциального уровня.

Шок спроса может быть связан со следующими событиями: резкими изменениями предложения денег или скорости обращения; резкими колебаниями инвестиционного спроса и другими неценовыми событиями экзогенного характера.

Шок предложения может быть связан со следующими изменениями: резкими скачками цен на ресурсы; стихийными бедствиями, приводящими к утрате ресурсов; усилением активности профсоюзов; изменениями в законодательстве и другими неценовыми событиями экзогенного характера.

Модель AD=AS раскрывает механизм возникновения экономических колебаний под воздействием такого рода потрясений. Она также может быть использована для оценки результатов макроэкономической политики, направленной на нейтрализацию потрясений и устранение колебаний экономики.

Политика стабилизации – это государственная политика по поддержанию объема производства и занятости на естественном уровне. Шоки совокупного спроса зависят от предложения денег, поскольку последнее оказывает воздействие на совокупный спрос.

Таким образом, денежная политика является важным компонентом стабилизационной политики.

В случае сокращения совокупного спроса может иметь место эффект « храповика», означающий уменьшение равновесного выпуска при прежнем уровне цен ( рис.4.4.).

Y*
Y1
Y2
E0
E2
E1
ВВП (Y)
Р
AS
АD1
ВВП (Y)
АD0

 


Рис. 4.4. Эффект « храповика».

 

На этом рисунке показано, что при сокращении совокупного спроса с АD о до АD 1 равновесие должно было бы переместиться в точку Е 1, которой соответствует объем производства Y 1 и уровень цен Р 1, но этого не происходит, и равновесие устанавливается в точке Е 2. При этом цена остается на прежнем уровне Ро, а объем производства падает до Y 2. Это объясняется ценовой инертностью затрат на производство продукции.