Нетарифные ограничения во внешней торговле

Использование тарифов в промышленно развитых странах после Второй мировой войны (1939-1945 гг.) существенно сократилось. Вместе с тем возрастает роль импортныхи экспортных квот,добровольных экспортных ограничений (ДЭО) и других нетарифных барьеров.

Нетарифные барьеры– одна из форм протекционистской политики государства; система ограничений, преследующая сокращение импорта товаров; всякие барьеры, которые возводят государства, чтобы воспрепятствовать торговле между странами.

К нетарифным барьерам относят:

- стандарты качества;

- санитарные ограничения;

- требования к экологическим характеристикам оборудования;

- ограничения выпуска лицензий на импорт;

- административные запреты на продажу некоторых видов продук­ции в конкретных странах и т. д.

Выделяют три укрупненные группы нетарифных ограничений регулирования внешней торговли.

1. Внешнеторговые ограничения,нацеленные на прямые ограниче­ния импорта для защиты определенных отраслей отечественного про­изводства. Это меры по лицензированию и контенгированию импорта, антидемпинговые и компенсационные пошлины, добровольные экс­портные ограничения и др.

2. Административные ограничения– технические стандарты и нор­мы, санитарные и ветеринарные формы, требования к упаковке, марки­ровке и др.

3. Косвенное воздействие на внешнюю торговлю– лицензии, кво­ты (контингенты).

Лицензирование импорта и экспорта означает, что специальным ведомством от имени государства выдается разрешение на импорт и экспорт товаров.

Лицензии бывают двух типов:

1. Автоматические (или генеральные) лицензии, позволяющие импортировать и экспортировать товары, включенные в списки, в течение определенного времени.

2. Неавтоматические (разовые), которые разрешают импорт и экс­порт товаров с указанием его количества, стоимости, страны про­исхождения (или назначения), а иногда и таможенного пункта, через который импортируется или экспортируется данный товар.

Наибольшее распространение из всех видов нетарифных ограничений получили квоты (или контингенты) на импорт и экспорт товаров.

Квота в макроэкономике применительно к международной торговле является нетарифным ограничением (барьером).

Различают квоту на импорт и квоту на экспорт.

Квота на импорт– это один из методов введения количественных ограничений в протекционистских целях. Она может ограничивать стоимость импорта, разрешенного к ввозу в страну в данном году. Квота на импорт может использоваться и как форма экономического дав­ления на страну-импортера.

Выделяют два вида импортных квот:

1) абсолютная квота – количество продукции, разрешенное к ввозу в данную страну;

2) тарифная квота – разрешение на ввоз конкретного товара в тече­ние определенного периода с уплатой пошлины по пониженной ставке.

Квота экспортная– способ количественных ограничений экспор­та товаров и услуг в другие страны и предотвращения снижения экс­портных цен и, следовательно, доходов от экспорта.

Механизм функционирования квот аналогичен импортному тарифу:

ü внутренние цены поднимаются выше мировых;

ü ограничивается предложение импортных товаров.

Но квоты от­личаются от тарифа в двух аспектах.

Во-первых, квоты не увеличивают импорт. Поэтому разница между внутренними и мировыми ценами увеличивается, что приводит к на­растанию прибыли от импорта (в том числе и монопольного). При та­рифе импорт постепенно увеличивается, а внутренние цены понижа­ются вслед за мировыми.

Во-вторых, квоты ограничивают импорт, в результате чего они полностью обособляют внутренний рынок от проникновения новых иностранных товаров, что гарантирует абсолютную защиту внутреннего рынка от зарубежной конкуренции. Тариф на импорт не ограничивает объема импортных товаров непосредственно, ибо от импортера требуется одно – платить таможенную пошлину.

В последние годы приоритет во внешней торговле за применением квот, а не тарифов, по двум основаниям:

1. Поскольку тарифные ставки устанавливаются международными торговыми соглашениями и правительства не имеют права повы­шать тарифы, то они используют импортные квоты, позволяю­щие защитить свою экономику от иностранной конкуренции.

2. Те отрасли, которые нуждаются в защите от иностранной конку­ренции, избирают квоты на импорт, поскольку добиться лицен­зионных льгот проще, нежели введения тарифов.

Считается, что использование импортных квот наиболее предпоч­тительно при свободной конкуренции, когда результаты квотирова­ния сопоставимы с результатами тарифа на импорт.

Одним из нетарифных инструментов государственного регулиро­вания внешней торговли являются добровольные экспортные ограни­чения (ДЭО).

Добровольные экспортные ограничения (ДЭО)– это разновид­ность экспортной квоты, минимальная экспортная цена, которая на­вязывается развитыми странами экономически слабым странам.

Страна «добровольно» ограничивает свой экспорт под угрозой бо­лее значительных мер торговой политики со стороны своих партне­ров. В последнее время в мире заключено более сотни соглашений о «добровольном» ограничении экспорта и об установлении минималь­ных импортных цен (с охватом продукции текстильной промышлен­ности, черной металлургии, бытовой электроники и др.).

Добровольные экспортные ограничения обладают двумя основными чертами специфического характера, определяющими некоторые пре­имущества в торговой политике.

Во-первых, они менее заметны для национальных покупателей в сравнении с тарифами или квотами на импорт.

Во-вторых, при добровольных экспортных ограничениях фирмы могут устанавливать более высокие цены, нежели при тарифных ограничениях либо при квотировании импорта.

К нетарифным формам ограничений во внешней торговле относят­ся также демпинг и торговое эмбарго.

Демпинг– продажа товаров за рубежом по цене ниже той, по кото­рой экспортер продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости в стране-изготовителе. Демпинг как вид недобросовестной конкурен­ции преследует цель вытеснить конкурента, захватить рынок сбыта.

Потери от продажи товаров по демпинговым ценам перекрываются различными способами:

ü продажей по высоким ценам других товаров;

ü реализацией аналогичного товара по завышенным ценам после того, как конкурент будет вытеснен с рынка;

ü получением дотаций от государства, поощряющего экспорт.

Демпинг используется, как правило, в периоды экономических спада т.е. носит временный характер, ибо частные фирмы не могут постоянно продавать свои товары ниже ее себестоимости.

Различают следующие виды демпинга:

ü постоянный демпинготражает долговременную тенденцию фирм-монополистов извлекать монопольную прибыль посред­ством реализации товаров по более высоким ценам на отече­ственном рынке в сравнении с мировым рынком, где высока кон­куренция зарубежных фирм;

ü спорадический демпингвыступает в виде нерегулярной реали­зации товаров на мировом рынке по более низкой цене в сравне­нии с национальным рынком. Этот вид демпинга наблюдается в результате перепроизводства товаров и желания предотвратить понижение цен на национальном рынке;

ü хищнический демпингпредставляет собой временную реализа­цию товаров на иностранных рынках ниже его издержек производ­ства. Использование этого вида демпинга преследует цель устра­нить конкурентов, а затем повысить цены; в результате создаются предпосылки для обеспечения монопольной власти.

Торговое эмбарго– запрещение государством ввоза в какую-либо страну либо вывоза из какой-либо страны определенных видов товаров. Такие экономические санкции осуществляются не по экономическим интересам, а по политическим мотивам. Торговое эмбарго может рас­пространяться как на одну страну, так и носить коллективный характер, согласно решению ООН. Эмбарго, ограничивая торговые связи, нано­сит экономический ущерб всем странам, участвующим в нем. Однако те страны, которые не присоединяются к торговым эмбарго, могут иметь определенный выигрыш, поскольку возникают условия для роста экс­порта своих товаров.

Тема 14. Механизм внешнеэкономической политики государства