Тарифные инструменты ограничения внешней торговли
ПЛАН
Неоклассическая теория международной торговли
Классическая теория международной торговли
Значительный вклад в развитие теории международной торговли внесли английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль.
Теория абсолютного преимущества.Основоположником этой теории был Адам Смит. Эта теория исходила из того, что международная торговля основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах.
А. Смит считал, что целесообразно импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Согласно взглядам Смита в каждой стране имеются особые условия и ресурсы, которые позволяют ей обладать преимуществом в выпуске определенных товаров с меньшими издержками либо производить в единицу времени большее количество товаров.
А. Смит полагал, что нормальная торговля между двумя странами всегда выгодна, хотя и не всегда одинаково, им обеим.
Таким образом, принцип Смита – это принцип абсолютных издержек.
Теорию абсолютного преимущества А. Смита дополнил и развил Давид Рикардо, сформулировав теорию сравнительных издержек.
Теория сравнительных преимуществ
Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо содержится в его работе «Принципы политической экономии» (1817), в которой он доказал, каким образом торговля вероятна между двумя странами, когда одна из них не обладает абсолютным преимуществом. Следовательно, теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек, что ее целесообразность характерна и для тех случаев, когда страна не имеет абсолютного преимущества в выпуске каких-либо товаров.
Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность.
Модель Рикардо есть модель товарообмена между двумя странами, поэтому представляет определенное упрощение, не отражая многосложности внешнеэкономических связей и отношений. Модель абстрагируется от изменений сравнительных издержек, от различий производственных потенциалов, участвующих в товарообмене стран.
И наконец, Рикардо исходил из положения о том, что различия в сравнительных издержках зависят главным образом от природных, географических условий. Это положение правомерно, однако оно не охватывает многообразия других особенностей, поскольку в формировании мировых цен все большую роль приобретают не природные, а иные предпосылки, ибо во внешней торговле все больший удельный вес занимают товары обрабатывающей промышленности и услуги.
Теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо дополнил и усовершенствовал американский экономист Г. Хаберлер в работе «Теория международной торговли» (1936), предложив новый способ опредения выгод от внешней торговли через альтернативную стоимость выпуска товаров, выраженную в других товарах непроизводственного назначения.
Теория международной торговли Дж. Ст. Милля
Английский экономист Дж. Ст. Милль попытался дать ответ на вопрос: при какой цене происходит обмен товарами? По мнению Милля, цена импортируемых товаров измеряется количеством экспортируемых товаров, которое надо отдать в обмен, т. е. цена обмена, по Миллю, определяется согласно закону спроса и закону предложения, обеспечивающим равновесие между экспортом и импортом страны. Следовательно, при анализе проблем международной торговли он использует факторы спроса и предложения. Милль установил, что выигрывает та страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за границей и которая наименее испытывает потребность в товарах из-за границы.
Итак, теория международной торговли Дж. Ст. Милля исходит из того, что существует рыночная цена, которая устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения и балансирует обмен товарами между странами.
Современные западные экономисты развили и модифицировали теорию международной торговли, обоснованную Д. Рикардо. Важное место в развитии теории внешней торговли занимает теория шведских экономистов Эли Хекшера и его ученика Бертеля Олина (Улина), созданная в 30-х гг. XX в. и господствовавшая вплоть до 60-х гг. XX в.
Значительный вклад в эту теорию внес американский экономист П. Самуэльсон, выявив математические условия, при которых модель становится реальной для экономической практики. Поэтому эту модель на Западе обычно называют моделью Хекшера-Олина-Самуэльсона.
Теорию внешней торговли Хекшера-Олина называют теорией соотношения факторов производства.По причинам исторического и географического характера страны неравномерно наделены факторами производства – трудом, землей, капиталом, что, по суждению неоклассиков, обусловливает различия относительных цен на товары, от которых зависят сравнительные преимущества стран. В открытой экономике каждая страна специализируется в выпуске товаров, требующих больше факторов, которыми страна сравнительно лучше обеспечена. Например, если страна наделена в избытке трудом со сравнительно более низкой заработной платой, то трудоемкие товары, выпускаемые в этой стране, будут обходиться более дешево. Если страна имеет избыток капитала, то более дешевыми товарами будут капиталоемкие товары.
Следовательно, согласно теории Хекшера-Олина, странам с избыточной рабочей силой выгодно выпускать и экспортировать трудоемкие товары, странам с избытком капитала выгодно выпускать и экспортировать капиталоемкие товары. Иными словами, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы, а импортируются дефицитные факторы.
Как определяется избыточность или дефицитность факторов производства?
Когда соотношение между количеством данного фактора и остальными факторами в стране выше в сравнении с другими странами, то данный фактор считается относительно избыточным для данной страны. Когда названное соотношение ниже в сравнении с другими странами, то фактор считается дефицитным.
Теория Хекшера-Олина подвергалась неоднократным проверкам. В 1954 г. была опубликована статья В. Леонтьева (США), в которой он показал, что в 1947 г. США, считавшиеся капиталоизбыточной страной, экспортировали трудоемкую продукцию, а не капиталоемкую, что не соответствовало теории Хекшера-Олина. Это несоответствие получило название «парадокс Леонтьева».
Однако, с другой стороны, теория Хекшера-Олина подтвердилась, поскольку, как показали дальнейшие исследования, капитал в США – не самый избыточный фактор. Более избыточными факторами являются обрабатываемая земля и научно-технические кадры. Не случайно США – мировой экспортер риса, который является капиталоемкой культурой.
Вместе с тем, «парадокс Леонтьева» наблюдается в структуре международной торговли в некоторых других странах, что вызвало тенденцию к разукрупнению факторов производства. Так возникла модель «квалификации рабочей силы», согласно которой в производстве принимают участие не три, а четыре фактора: квалифицированный неквалифицированный труд, земля и капитал. Сравнительное изобилие квалифицированной рабочей силы стимулирует вывоз тех товаров, которые требуют большей доли высококвалифицированного труда, в то время как изобилие неквалифицированных работников стимулирует вывоз товаров, в выпуске которых не требуется высокая квалификация рабочей силы.
Объяснение «парадокса Леонтьева» вызвало расширительную трактовку категории «капитал». Стали выделять человеческий капитал, физический капитал, капитал знаний.
Теория Хекшера-Олина не объясняет, почему, например, США лидируют в выпуске персональных компьютеров, а Япония экспортирует бытовую электронику. Концепция факторов производства нередко оборачивается отрицательными последствиями. Так, разработка Голландией природного газа в Северном море, обеспечившая ей большие прибыли, привела к спаду в традиционных отраслях. Направив значительные ресурсы на добычу и экспорт нефти, Англия вынуждена была сократить их в других отраслях, в результате чего задержался рост точного машиностроения.
Теория международной торговли Хекшера-Олина до сих пор вызывает самые разнообразные суждения: от поиска расширения или обновления основных положений до полного ее отрицания. Так, М. Портер, известный американский авторитет в теории международной торговли, считает, что модель Хекшера-Олина уже сыграла положительную роль в объяснении структуры международной торговли и утратила свое практическое значение, ибо изменились предпосылки формирования конкурентных преимуществ, элиминируется обусловленность отраслевой конкурентоспособности от изобилия или дефицита в той или иной стране основных факторов выпуска.
По мнению М. Портера, развитие среды для конкуренции между отраслями и фирмами определяется следующими обязательными показателями:
ü факторами производства соответствующего качества и количества;
ü условиями спроса на продукцию данной отрасли внутри стран;
ü его качественными и количественными характеристиками;
ü существованием родственных и поддерживающих отраслей, обладающих конкурентоспособностью на мировом рынке;
ü стратегией и структурой фирм, а также характером конкуренции на внутреннем рынке.
Указанные показатели конкурентного преимущества создают си тему. К этим показателем присовокупляются случайные события и действия правительства.
В современный период формирование конкурентных преимуществ зависит от макроэкономической политики государства (стимулирование экспорта, целевые инвестиции, протекционизм, косвенное регулирование посредством налоговой системы и т. д.). Такая политика государства весьма актуальна для переходной экономики Украины.
ТЕМА 13. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
1. Две политики государства: протекционизм и фритредерство
2. Тарифные инструменты ограничения внешней торговли
3. Нетарифные ограничения во внешней торговле
1. Две политики государства: протекционизм и фритредерство
Много столетий идет дискуссия между сторонниками протекционизма и фритредерства по вопросу торговой политики государства. Каждая из сторон выдвигает свои аргументы в защиту собственных взглядов. Вначале рассмотрим аргументы протекционистов, поскольку именно их концепция сформировалась первой, а фритредерство возникло как реакция на протекционистскую политику государства.
Протекционизм(франц. protectionnisme, от лат. protectio – защита, покровительство) – экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики.
Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм защищает главным образом развитие промышленности, иной раз и сельское хозяйство. В настоящее время активную протекционистскую политику по отношению к сельскому хозяйству проводят практически все промышленно развитые страны мира.
Какие аргументы выдвигают сторонники протекционистской политики?
1. Протекционистская политика государства защищает промышленность в период ее возникновения и развития.
2. Протекционизм повышает уровень использования национальных ресурсов.
3. Протекционизм, применяя импортные пошлины, тем самым улучшает «условия торговли» и увеличивает экономические выгоды.
4. Протекционизм позволяет смягчить кризис в тех отраслях, которые переживают негативные проблемы в своем экономическом развитии.
5. Протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса; при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны; когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов и т. п.).
Приводятся и другие аргументы защитников протекционистской политики.
Протекционизм обладает рядом социально-экономических преимуществ, основными из которых являются следующие:
ü протекционизм поддерживает обороноспособность;
ü протекционизм необходим для защиты стран с более низким уровнем и качеством жизни от стран, где эти показатели достаточно высоки;
ü протекционистская политика создает предпосылки для сохранения, как некоторых социальных классов, так и видов экономической деятельности.
Систему протекционизма защищали многие крупные экономисты Запада, среди которых был, например, немецкий экономист Ф. Лист.
Экономическую полезность протекционизма отстаивал Дж. Ст. Милль,защищал покровительственные пошлины, особенно в странах, которые только недавно вступили на путь индустриального развития. Дж. М. Кейнс работе «Трактат о деньгах» (1930) сформулировал идею о защите протекционистских мер и их значении в повышении уровня занятости.
Таким образом, Ф. Лист, Дж. Ст. Милль и Дж. М. Кейнс подходили к проблеме протекционизма исходя из закономерностей развития стран в различных исторических периодах.
Фритредерство (от англ. freetrade – свободная торговля) – направление в экономической теории и политике, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность.
Сторонники фритредерства выдвигают следующие аргументы.
1. Фритредерство дает возможность повышать уровень и качество жизни торгующих народов, поскольку расширяет границы международной специализации воспроизводства на базе сравнительного преимущества. Повышение уровня и качества жизни осуществляется за счет извлечения выгод от международной торговли. По мнению классиков, эту выгоду можно определить разницей между нормой прибыли при международном обмене благами и нормой прибыли в условиях его отсутствия. Неоклассик А. Маршалл предлагал иной способ – путем определения величины излишков и производителей, и потребителей продукции.
2. Фритредерство создает лучшие условия для развития конкуренции и стимулирует внедрение новшеств, как отечественными производителями, так и в отношениях с зарубежными странами, что в свою очередь, позволяет улучшить качество выпускаемых благ
3. Фритредерство создает лучшие предпосылки для расширения рынка.
4. Фритредерство дает возможность оптимизировать распределение производственных ресурсов между странами.
Таковы основные аргументы сторонников фритредерства.
Сравнение доводов протекционистов и фритредерстов дает возможность сделать вывод о том, что если сторонники протекционизма исходят из краткосрочных интересов, то защитники фритредерства – из долгосрочных интересов. Однако нельзя сказать, что для конкретной страны протекционизм всегда вреден, а фритредерство всегда выгодно, или наоборот. По этому поводу оригинально заметил итальянский экономист и социолог В. Парето: «Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит – свобода или протекционизм».
Следовательно, чтобы оценить пользу или вред протекционизма или фритредерства для данной страны, необходимо исходить из закономерностей развития этой страны на различных исторических этапах.
Торговая политика – это относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, нацеленное на государственное регулирование внешней торговли посредством прямых ограничений на импорт и экспорт, а также налогов и субсидий.
Торговая политика государства осуществляется путем либо тарифных инструментов, либо нетарифных инструментов. Самым распространенным способом ограничения внешней торговли является тариф – совокупность таможенных пошлин.
Таможенные пошлины – это государственный денежный сбор (налог) с товаров, имущества, ценностей, пропускаемых через границу страны. Таможенные пошлины взимаются таможенными учреждениями.
В зависимости от структуры таможенного тарифа различают таможенные пошлины:
а) дифференциальные;
б) покровительственные;
в) преференциальные.
Дифференциальные таможенные пошлины характеризуются различными ставками на одни и те же товары.
Ставки могут быть номинальными, минимальными, промежуточными, максимальными (генеральными или общими).
Покровительственные таможенные пошлины используются с целью затруднить проникновение определенных иностранных товаров внутренний рынок или их транзит. Разновидностями покровительственных таможенных пошлин являются высокие антидемпинговые и компенсационные пошлины, а также очень высокие ставки, иногда превышающие цену товара.
Преференциальные таможенные пошлины – это особо льготные пошлины, устанавливаемые государством для всех или некоторых товаров отдельных стран и не распространяемые на товары прочих стран.
Рассмотрим сущность, роль и последствия таможенной пошлины на импортируемые товары.
Таможенная пошлина на импортдает возможность обеспечить защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции, выступает источником поступлений доходов в государственный бюджет.
Отечественные производители выигрывают от введения таможенных тарифов, потому что их товары не облагаются тарифами, в результате чего они могут выпускать товары с более высокими издержками в сравнении с мировым рынком. Выигрывает и государство. Этот выигрыш определяется величиной произведения величины импорта на величину тарифа. Это своего рода трансферты от покупателей государству.
Однако тариф на импорт приносит потери отечественным покупателям, поскольку введение тарифа делает национальную цену импортного товара выше мировой цены, т.е. отечественные покупатели облагаются дополнительным налогом.
Считается, что выигрыш отечественных производителей от введения тарифов на импорт не компенсирует потерь отечественных покупателей. Результирующим эффектом тарифа является понижение жизненного уровня населения, ибо покупатели теряют больше, нежели выигрывают производители и государство вместе взятые.
Введение таможенных тарифов обосновывается его сторонниками тем, что они (тарифы) дают возможность:
ü защитить оборонные отрасли промышленности;
ü повысить уровень занятости экономических ресурсов;
ü защитить новые, «молодые», отрасли отечественного народного хозяйства;
ü защитить страны с монокультурной экономикой от колебаний конъюнктуры мирового рынка;
ü защитить отечественных производителей от демпинга и др.
Одним из регуляторов ограничений внешней торговли является тариф экспортный.
Экспортный тариф– это «зеркальное» отражение импортного тарифа, разновидность налога, используемого для государственного регулирования экспортных поставок товаров. Ставки экспортного тарифа устанавливаются в зависимости от вида товаров.
Экспортная пошлина снижает внутреннюю цену до уровня ниже мировой, в результате чего потребление товара внутри страны увеличивается, а его экспорт сокращается, уменьшается и его национальное производство.
Введение экспортного тарифа приводит к значительным потерям у отечественных производителей, но выигрывают покупатели, поскольку цены товаров ниже мировых цен. При этом выигрывает и государство, так как монопольное положение страны-экспортера заставляет страны-импортеры переплачивать за импортируемые товары.
Экспортные субсидии и компенсационные пошлины
Экспортные субсидии – это финансовое содействие, оказываемое правительством или другим государственным органом производителю экспортного товара.
Экспортные субсидии принимают различные формы:
ü прямой перевод денежных средств;
ü обязательства по переводу таких средств;
ü отказ от получения причитающихся государству доходов;
ü льготное или безвозмездное предоставление товаров и услуг;
ü льготное приобретение товаров;
ü поручение неправительственной организации выполнить одну или несколько из названных выше функций.
К специфическим экспортным субсидиям относятся субсидии, применение которых ограничено определенными организациями или группой организаций, отраслью или группой отраслей, создает для них обоснованные преимущества в сравнении с другими организациями и фактически или юридически сопряжено с развитием экспорта либо замещением импорта.
Производственные субсидии по сравнению с таможенными тарифами имеют преимущества, заключающиеся в том, что они стимулируют развитие национального производства и не вызывают абсолютного сокращения потребления, поскольку не повышают уровень внутренних цен выше мировых.
Оборотной стороной экспортных субсидий являются компенсационные импортные пошлины, которые предоставляют страны, куда устремляются экспортные потоки товаров и услуг.
Компенсационные пошлины– это ответная реакция на экспортные субсидии, которые вызывают обострение напряженности в международной торговле. В результате использования компенсационных импортных пошлин экспортирующая страна не субсидирует национальный экспорт, а, наоборот, финансирует бюджет импортирующей страны. Компенсационные (или антидемпинговые) пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии. Специальное антидемпинговое законодательство характеризует экспортные субсидии как «нечестную» конкуренцию.