Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.

Бедность и ее черты

Бедность– это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Коли­чество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности.

Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различа­ют абсолютную и относительную черту бедности.

Абсолютная черта бедности– минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В Украине – это прожиточный минимум.

Относительная черта бедностихарактеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС – ниже по­ловины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).

Бедность характеризуется следующими показателями:

1) число бедных;

2) коэффициент глубины бедности;

3) коэффициент остроты бедности.

Число бедныхизменяется с изменением экономической конъюнк­туры в стране. В Украине по некоторым источникам число бедных пре­вышает 25% общей численности семей.

Коэффициент глубины бедностивыражает среднее отклонение до­ходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и ха­рактеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с общим числом обследуемых семей.

Коэффициент остроты бедности– средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита дохо­дов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.

Профиль бедностисвязан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.

В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:

ü реальную заработную плату;

ü реальные доходы населения;

ü доходы от вторичной занятости;

ü доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;

ü дивиденды (по акциям и облигациям);

ü проценты по вкладам населения;

ü пенсии, пособия, стипендии.

К частным индикаторам уровня жизни относят:

ü показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу на­селения, на семью, по социальным группам, регионам);

ü показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

Среди частных индикаторов выделяют:

ü натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными бла­гами;

ü стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворе­ние конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жили­ща, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользо­вания, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.

Под качеством жизни населенияпонимается совокупность показа­телей, характеризующих материальное, социальное, физическое, куль­турное и духовное благосостояние населения данной страны.

Основными индикаторами качества жизни населения являются:

ü индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

ü индекс интеллектуального потенциала общества;

ü человеческий капитал на душу населения;

ü коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)представля­ет собой среднюю арифметическую трехиндексов:

ü ожидаемой продолжительности жизни (Іж);

ü уровня образования (Іо);

ü ВВП на душу населения (ВВПдн).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитыва­ется по формуле:

Этот показатель варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В Украине он составляет 0,76. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1990 г.

Индекс интеллектуального потенциала обществаотражает уров­ни образования населения и состояния науки в стране. При его расче­те учитываются:

ü уровень образования взрослого населения;

ü удельный вес студентов в общей численности населения;

ü доля расходов на образование в ВВП;

ü доля занятых в науке и научном обслуживании в общей числен­ности занятых;

ü доля затрат на науку в ВВП.

За время рыночных реформ в Украине интеллектуальный потенциал общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,47 в 1997 г.

На снижение интеллектуального потенциала общества влияет так называемая «утечка умов» из Украины за границу, которая за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15% исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры устремляются в США.

Человеческий капитал на душу населенияотражает уровень зат­рат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уро­вень экономического развития страны, тем больше уровень человечес­кого капитала и его доля в структуре всего капитала.

В Украине в 2001 г. доля расходов составляла: на здравоохранение 3,8 %; на образование – 1,8 %; на науку – 1,7 %; на культуру, искусство и кино – 0,5 % государственного бюджета, что совершенно недостаточно.

Коэффициент жизнеспособности населенияхарактеризует возможности сохранения генофонда,интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населе­ния до предела, за которым начинается вымирание населения. По данным ЮНЕСКО, в 1995г. этот показатель в Украине составлял 1,4 балла, т.е. ниже, чем, например, в Боснии и Западной Сахаре. Естественная убыль населения Украины началась с конца 1991 г. и продолжается до настоящего времени.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся:

ü социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста);

ü экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

ü социальная напряженность (участие в политических мероприя­тиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика пре­ступности);

ü развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студен­тов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число сту­дентов и учащихся на одного преподавателя);

ü экологические показатели (содержание вредных веществ в ат­мосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на эколо­гию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование при­родных ресурсов).