Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.
Бедность и ее черты
Бедность– это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств существования. Количество бедного населения колеблется в зависимости от того, каким образом определяется черта бедности.
Бедность не имеет какого-либо однозначного показателя. Различают абсолютную и относительную черту бедности.
Абсолютная черта бедности– минимальный уровень жизни, который определяется на базе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде, жилище. В Украине – это прожиточный минимум.
Относительная черта бедностихарактеризуется уровнем, ниже которого люди находятся за чертой бедности (в странах ЕС – ниже половины средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране).
Бедность характеризуется следующими показателями:
1) число бедных;
2) коэффициент глубины бедности;
3) коэффициент остроты бедности.
Число бедныхизменяется с изменением экономической конъюнктуры в стране. В Украине по некоторым источникам число бедных превышает 25% общей численности семей.
Коэффициент глубины бедностивыражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума и характеризуется величиной суммарного дефицита дохода, соотнесенной с общим числом обследуемых семей.
Коэффициент остроты бедности– средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума, определяется величиной суммарного квадратичного дефицита доходов, соотнесенного с общим числом обследуемых семей.
Профиль бедностисвязан со статусом занятий населения. Больше всего бедных среди лиц престарелого возраста, нетрудоспособных и больных, женщин и детей.
В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:
ü реальную заработную плату;
ü реальные доходы населения;
ü доходы от вторичной занятости;
ü доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;
ü дивиденды (по акциям и облигациям);
ü проценты по вкладам населения;
ü пенсии, пособия, стипендии.
К частным индикаторам уровня жизни относят:
ü показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам);
ü показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.
Среди частных индикаторов выделяют:
ü натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами;
ü стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.
Под качеством жизни населенияпонимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны.
Основными индикаторами качества жизни населения являются:
ü индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);
ü индекс интеллектуального потенциала общества;
ü человеческий капитал на душу населения;
ü коэффициент жизнеспособности населения.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)представляет собой среднюю арифметическую трехиндексов:
ü ожидаемой продолжительности жизни (Іж);
ü уровня образования (Іо);
ü ВВП на душу населения (ВВПдн).
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле:
Этот показатель варьирует от 0,25 в Эфиопии до 0,96 в Канаде. В Украине он составляет 0,76. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1990 г.
Индекс интеллектуального потенциала обществаотражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются:
ü уровень образования взрослого населения;
ü удельный вес студентов в общей численности населения;
ü доля расходов на образование в ВВП;
ü доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых;
ü доля затрат на науку в ВВП.
За время рыночных реформ в Украине интеллектуальный потенциал общества снизился с 0,71 в 1989 г. до 0,47 в 1997 г.
На снижение интеллектуального потенциала общества влияет так называемая «утечка умов» из Украины за границу, которая за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15% исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры устремляются в США.
Человеческий капитал на душу населенияотражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала.
В Украине в 2001 г. доля расходов составляла: на здравоохранение 3,8 %; на образование – 1,8 %; на науку – 1,7 %; на культуру, искусство и кино – 0,5 % государственного бюджета, что совершенно недостаточно.
Коэффициент жизнеспособности населенияхарактеризует возможности сохранения генофонда,интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1,5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. По данным ЮНЕСКО, в 1995г. этот показатель в Украине составлял 1,4 балла, т.е. ниже, чем, например, в Боснии и Западной Сахаре. Естественная убыль населения Украины началась с конца 1991 г. и продолжается до настоящего времени.
Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся:
ü социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста);
ü экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);
ü социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности);
ü развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя);
ü экологические показатели (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).