Совокупное предложение. Кривая AS
Совокупное предложение (АS) – это предложение реального ВВП. На него оказывают влияние цены и неценовые факторы.
Совокупное предложение (aggregate supply) –объединяет в себе предложение всех товаров, реализуемых на национальном рынке. Это уровень наличного реального объема национального производства товаров и услуг при каждом возможном уровне цен.
Когда, совокупная цена повышается, совокупное предложение увеличивается и наоборот.
Увеличение количества производителей всегда смещает кривую совокупного предложения, то есть имеет положительный наклон. Необходимо уточнить, что для совокупного предложения складываются абсциссы только тех индивидуальных производств, которые имеют желание и возможность производить при данном уровне цен. Это обуславливает то, что кривая предложения не всегда является плавной. Она может состоять из нескольких отрезков, прямых и кривых, которые могут соединяться под разными углами.
Что касается зависимости совокупного предложения от цены, то в теории существует две модели: классическая и кейнсианская. Графически они показаны на рис. 4 и 5.
В основе классической модели лежит положение об абсолютной гибкости цен и зарплаты. Опираясь на это положение, сторонники классической модели видят такую связь между ценой и совокупным предложением. Если, например, совокупный спрос падает сравнительно потенциального ВВП, то, с одной стороны, снижаются цены; с другой – одновременно падает спрос на рынке труда и адекватно уменьшается зарплата. Вследствие этих одновременных изменений прибыльность производства не меняется. Поэтому у предприятий не возникает мотивации к уменьшению совокупного предложения. Она остается на уровне ВВП, но при адекватно более низких цене и зарплате. Отсюда вывод классической модели: совокупное предложение не зависит от цен. Поэтому на графике кривая АS приобретает вид вертикальной линии, которая начинается в точке потенциального ВВП.
Поэтому классическая модель – это модель совокупного предложения для долгосрочного периода.
Связь между ценой и совокупным предложением в краткосрочном периоде объясняет кейнсианская модель. В ее основе – положение о негибкости зарплаты в течение краткосрочного периода.
Следовательно, согласно кейнсианской модели, в краткосрочном периоде гибкими являются только цены, а зарплата временно не меняется.