ВВЕДЕНИЕ
Содержание
УДК 330.101.541(076)
Конспект лекций
МАКРОЭКОНОМИКА
Кафедра экономической теории и маркетинга
ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
для студентов экономического факультета
по направлению подготовки 0305 «Экономика и предпринимательство»
Луганск – 2010
Рецензенты: Губерная Г.К. – д.э.н., профессор кафедры общего и административного менеджмента Донецкого университета управления; Гончаров В. Н. – заслуженный деятель науки и техники Украины, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики предприятия и управления трудовыми ресурсами Луганского национального аграрного университета.
Ткаченко В.Г., Деркачева В.В., Чеботарева Е.Н., Шашло Н.В., Катеринец С.Л., Денисенко И.А. – Конспект лекций по дисциплине «Макроэкономика» для студентов экономического факультета по направлению подготовки 0305 «Экономика и предпринимательство».- Луганск: изд-во ЛНАУ, 2010. – 100 с.
Изложен конспект лекций по дисциплине «Макроэкономика» в соответствии со структурно-логической схемой, предусмотренной образовательно-профессиональной программой соответствующих специальностей. Содержание тем определено для минимального количества часов по стандарту. Программа изучения дисциплины предусматривает приобретение студентами системных знаний по теоретическим основам и практических навыков в процессе изучения дисциплины «Макроэкономика».
Ответственный за выпуск: Ткаченко В.Г., зав. кафедрой экономической теории и маркетинга Луганского национального аграрного университета, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент НААН, академик АЭНУ.
Утверждено методическим советом экономического факультета Луганского национального аграрного университета протокол № 2 от 20 октября 2010 г.
© В.Г. Ткаченко и др., 2010
© изд-во ЛНАУ, 2010
стр. | |
Введение…………………………………………………………………….. | |
Тема 1. Предмет и метод макроэкономики………………………………. | |
Тема 2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов……………………………………………… | |
Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение………………… | |
Тема 4. Макроэкономические колебания. Экономический цикл……………………………………………… | |
Тема 5. Занятость и безработица………………………………………….. | |
Тема 6. Инфляция: причины виды и последствия……………………….. | |
Тема 7. Потребление, сбережение и инвестиции………………………... | |
Тема 8. Государство в системе макроэкономического регулирования……………………………………………………… | |
Тема 9. Фискальная политика государства……………………………….. | |
Тема 10. Монетарная политика государства……………………………... | |
Тема 11. Социальная политика государства……………………………… | |
Тема 12. Международная торговля и ее теории…………………………. | |
Тема 13. Торговая политика……………………………………………….. | |
Тема 14. Механизм внешнеэкономической политики государства…….. | |
Тема 15. Экономический рост…………………………………………….. | |
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Макроэкономика» (экзаменационные вопросы по дисциплине)……… | |
Список рекомендованной литературы……………………………………. |
«Макроэкономика» является нормативной дисциплиной учебного плана, которая обеспечивает фундаментальную подготовку бакалавров по направлению подготовки 0305 «Экономика и предпринимательство». Данная дисциплина является одной из профилирующих при подготовке специалистов экономических специальностей. Она относится к фундаментальным экономическим дисциплинам и базируется на теории рыночной экономики.
Исследуя поведение национальной экономики как целостной системы, макроэкономика оперирует такими индикаторами экономического развития страны, как рост или падение объемов национального производства, уровень безработицы и темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса, курс национальной валюты, государственный долг. Макроэкономика, будучи теоретической базой экономической политики государства, призвана раскрыть возможности общества в лице государства влиять на экономическое развитие страны. Владение макроэкономическими знаниями дает возможность студентам в будущем квалифицированно оценивать изменения в экономической конъюнктуре и экономической политике государства, принимать рациональные решения в экономической деятельности. В связи с этим, важное значение имеет подготовка высококвалифицированных специалистов, которые могли бы: учитывать основные экономические законы в процессе профессиональной деятельности; защищать интересы государства; совмещать общественные, коллективные и индивидуальные интересы; учитывать социальные аспекты влияния принимаемых решений на сотрудников, потребителей, конкурентов и контактных аудиторий.
Цель изучения дисциплины. Сформировать у студентов умение оперировать системными знаниями относительно основных показателей, факторов и последствий макроэкономического развития страны в условиях рыночной экономики; понимание необходимости государственной координации этого развития в соответствии с целями и приоритетами экономической политики; вооружить студентов научным инструментарием макроэкономического анализа для самостоятельного исследования экономического пространства страны и мира через призму макроэкономической теории.
Задачи изучения дисциплины. Сформировать у студентов навыки рационального экономического поведения, исходя из концептуальных основ рыночной экономики, понимание особенностей функционирования современных рынков и процессов ценообразования; приобретение навыков анализа агрегированных показателей, определения факторов и последствий макроэкономического развития хозяйственных систем, а также возможностей государства корректировать это развитие в соответствии с целями и приоритетами экономической политики.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
Знать:
ü макроэкономическую теорию и проблемы, которые она исследует;
ü систему национальных счетов и ее основные показатели;
ü экономические модели национального производства, их отличительные черты;
ü причины и механизм экономической цикличности, а также особенности экономического кризиса в Украине;
ü основные макроэкономические проблемы и механизм их решения;
ü механизм влияния фискальной и монетарной политики на макроэкономическое равновесие;
ü основные концепции денег и инструментарий денежной политики;
ü основные модели экономического роста.
Уметь:
ü оценивать основные взаимосвязи между системой национальных счетов;
ü моделировать макроэкономическое равновесие в зависимости от совокупного спроса и предложения;
ü анализировать последствия безработицы и инфляции;
ü оценивать признаки и влияние кредитно-денежной политики правительства на динамику производства;
ü выявлять и оценивать факторы экономического роста Украины.
Рейтинговая система оценки знаний студентов является частью новых технологий учебы, которая в значительной мере отвечает новым социально- правовым условиям. Она направлена на повышение воспитательной роли учебной дисциплины, стимулирует самостоятельную работу студентов, побуждает их к инициативе. Рейтинговая система включает в себя не только оценку успеваемости, но и стимулирует деятельность студентов на приобретение поощрительных баллов, усиливает социально психологические стимулы к учебе. Одним из элементов рейтинговой системы является тестовый контроль знаний, умений навыков студентов, который позволяет эффективно и объективно оценивать успеваемость студентов.
Конспект лекций по дисциплине «Макроэкономика» разработан в соответствии со структурно-логической схемой, предусмотренной образовательно-профессиональной программой соответствующих специальностей. Содержание тем определено для минимального количества часов по стандарту. Программа изучения дисциплины предусматривает приобретение студентами системных знаний по теоретическим основам и практических навыков в процессе изучения дисциплины «Макроэкономика».
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИКИ