Истоки проблем.
Деление на школы весьма условно. Для России характерен кризис эк. науки. В России кризис формы «Марксизма». Эк. теория, как наука возникла в 16-17 годах. Это был период капитализма.
Меркантилисты. В 16-17 годы набирает силу школа меркантилизма. Они впервые заговорили об источнике бог-ва: – среда обращения, само бог-во – деньги. Они представляли интересы торговцев. Представители: Томас Ман, Антуан де Ваттевиль.
Физиократы. 17-18 века – новый этап эк. мысли – физиократы. Они явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Нац. бог-во увелич. только дары земли, т.е. с/х. Франсуа Кенне объявил источником бог-ва – превышение продукта произведенного над потребленным, но только в с/х.
Адам Смит, Давид Рикардо. 18-19 века.
Адам Смит – основатель классической «политэкономии». В 1774 г. выпустил книгу «Исследования о природе и причинах богатства народов». В ней он систематизировал эк. знания. Его основная идея – либерализма, т.е. мин. вмеш-ва гос-ва в эк-ку. Он проповедовал эк-ку свободных цен. Факторы влияющие на них он назвал «Невидимой рукой». Он создал учение о доходах, сформулировал принципы налогообложения, возвысил роль производственного труда.
Давид Рикардо продолжил разработку теории Адама Смита. Он показал, что только труд рабочих лежит в основе доходов разл. классов. Прибыль есть рез-т неоплаченного труда работника. Он сформулировал з-ны зависимости м-у з\п и прибылью.
Несостоятельность классич. теории проявлялась в том, что эта теория облекала свои положения в абс. форму, т.е. класс. школа считала возможным исп-ть свои выводы для объяснения эк. процессов всех стран, времен и народов. Св. конкуренция – вечный постулат эк. отношений. Игнорирование роли гос-ва.
К. Маркс, Ф. Энгельс. Конец 19 века. Опираясь на класс. эк. теорию создают концепцию «Марксизм». Затем эти идеи были дополнены В.И. Лениным. На идеях В.И. Ленина базировалась советская экономика до 80-х годов. Теория «Марксизм» («Теория национального социализма и капитализма») всесторонне исследовала развитие капиталистич. общ-ва и давала концепции развития социализма, коммунизма и сов. общ-ва. Ей характерны:
- общественная собственность на средства производства
- отсутствие эксплуатации наемного труда
- равная плата за равный труд
- всеобщая полная занятость
- ведение хозяйства по единому плану
Пропагандировали эк-ку гос. типа, без частной собственности и регулированием из центра.
Классическая школа теоретической эк-ки просуществовала до конца 19 века. Эта теория – теория аналитического типа, она изучала сущность эк. явлений.
Начало XX века – отказ от классической теории, переход от аналитического типа к теории систематического типа.
Сущность аналитического типа: выявлялась суть явления.
Сущность систематич. типа: выявлялась взаимосвязь эк. явл-й.