Предмет, основные понятия и проблемы макроэкономики.
DY4 51.2 12.8
D C DS
DY3 64 16
DC DS
DY2 80 20
DС DS
Общий прирост совокупного дохода (DY) в результате роста государственных закупок составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:
DY = DY1 + DY2 + DY3 + DY4 + ...
А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному доходу предыдущего агента, умноженного на величину предельной склонности к потреблению (mрс), то изменение совокупного дохода равно:
DY = DG + DG × mрс + (DG × mрс) × mрс + (DG × mрс 2) × mрс + (DG × mрс 3) × mрс + …
= DG (1 + mрс + mрс2 + mрс3 + mрс4 + ... )
В скобках мы получили бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (mрс < 1), сумма которая равна 1/(1 – mрс). В результате:
DY = DG × 1/(1 – mрс)
Подставим численные значения:
DY = 100 + 80 + 64 + 51.2 + … = 100 × 1/(1 – 0.8) = 100 × 5 = 500
Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 совокупный доход вырос пятикратно. Величина 1/(1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG , но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):
multG = 1/(1 – mрс)
Мультипликатор автономных расходов - это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако мультипликативный эффект налогов меньше, чем мультипликативный эффект государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно – через изменение потребительских расходов.
Рассмотрим воздействие на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (), которые не зависят от уровня дохода. Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода. (Вспомним, что РД = ЛД –). Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов - увеличивает располагаемый доход. Если, например, автономные налоги сокращаются на 100$, то располагаемый доход увеличивается на 100$. Но располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S). Если mрс = 0.8, то при увеличении располагаемого дохода на 100$ потребление увеличивается на 80$ (100 × 0.8= 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5 (1/(1 – 0.8) = 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода в результате изменения налогов на 100$ составит 400$ (DY = DС × 1/(1- mрс) = 80 × 5 = 400), а не 500$, как в случае изменения государственных закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный эффект меньше. Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а 80).
Определим теперь мультипликатор автономных налогов. Налоги действуют на совокупный спрос через изменение потребительских расходов
Поскольку DY = DС × 1/(1- mрс) (1)
при этом DС = mрс × (DРД),
а DРД = - D,
то DС = mрс × (- D) (2)
Подставим формулу (2) в формулу (1) и несколько перегруппируем, получим:
DY = mрс × (-D) × 1/(1 – mрс) = [- mрс /(1 – mрс)] × (D)
Величина [-mрс /(1 – mрс)] и есть мультипликатор автономных налогов. А поскольку (1 – mpc) есть не что иное, как mps (предельная склонность к сбережению), то мультипликатор автономных налогов можно записать и как (-mрс / mps).
mult= - mрс /(1 – mрс) = -mрс / mps
В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8) = - 0.8 / 0.2 = - 4). Мультипликатор налогов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличится (сократится) совокупный доход при сокращении (увеличении) налогов на единицу. Следует обратить внимание на 2 момента:
1) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что
его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а сокращение налогов – к росту совокупного дохода. В нашем примере сокращение налогов на 100$ (D= - 100) привело к увеличению совокупного дохода на 400$:
DY = - mрс /(1 – mрс) × (D) = - 0.8/(1 – 0.2) × 100 = = - 4 × (-100) = 400
2) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше
мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0.8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100$, то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500$:
DY = DG × 1/(1 – mрс) = 100 × 5 = 500
а рост налогов сокращает совокупный доход на 400$:
DY = D× [-mрс /(1 – mрс)] = 100 × (- 4) = 400
В результате совокупный доход увеличивается на 100$, т.е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Мультипликативный эффект имеют и трансферты. Трансферты представляют собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т.е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов, означает изменение располагаемого дохода). Если трансферты увеличиваются на 100$, то располагаемый доход увеличивается также на 100$. При предельной склонности к потреблению, равной 0.8, потребление увеличится на 80$
DС= DРД × mрс = 100 × 0.8 = 80
а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:
1/(1- mрс) = 1/ (1- 0.8) = 5
то совокупный доход увеличится на 400$:
DY = DC × 1/(1 – mрс) = 80 × 5 = 400.
Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100$, а с 80$, поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500$, а только 400$.
Определим теперь формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:
DТr = DРД
Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:
DС = DРД × mрс = D Тr × mрс
А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:
DY = DС × 1/(1 – mрс) = D Тr × mрс × 1/(1 – mрс) = [ mрс /(1- mрс)] × D Тr
Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна:
mult Tr = mрс /(1– mрс) или mult Tr = mрс / mps
Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.
Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному и выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
· Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.12.1(а)),
направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:
- увеличение государственных закупок
- снижение налогов
- увеличение трансфертов
Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только
совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис.12.1 (в)). Поэтому эти инструменты могут использовать в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.
· Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономи-
ки), направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис.12.1 (б)). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:
- сокращение государственных закупок
- увеличение налогов
- сокращение трансфертов
-
Рис.12.1. Воздействие фискальной политики на экономику
На совокупный спрос На совокупное предложение
а) Стимулирующая б) Сдерживающая в) Стимулирующая
Р LRAS Р LRAS Р LRAS SRAS1
SRAS SRAS SRAS2
Р2 Р1 Р1
AD2
Р1 AD2 Р2 Р2
AD1 AD2 AD
Y1 Y* Y Y* Y1 Y Y1 Y* Y
Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную автоматическую.
· Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодатель-
ное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.
· Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии
встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся:
- подоходные налоги (включающие в себя все виды налогов на доходы, в том
числе налог на прибыль корпораций)
(заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог)
- косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость)
- пособия по безработице
- пособия по бедности
(В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам).
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.
Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т.е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.