Лекция 12. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

План.

1. Понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.

2. Воздействие инструментов фискальной политики на экономику.

3. Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.

4. Дискреционная и автоматическая фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.

 

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налого-

вая) политика, как и монетарная политика представляет собой разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т.е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Ее целью является:

1) стабильный экономический рост

2) полная занятость (отсутствие циклической безработицы)

3) стабильный уровень цен (отсутствие инфляции)

Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной

политики воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

- государственные закупки

- налоги

- трансферты

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой

расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Воздействие налогов на совокупное предложение уже было рассмотрено в теме 10. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.

Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу

совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж.М.Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Это предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на $100 (повысило заработную плату чиновника или учителю или купило дополнительное оборудование для своего предприятия, или начало строить автостраду и т.п.), т.е. DG = $100. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал «основным психологическим законом» и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон … состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» («marginal propensity to consume» - mрс):

mрс = DC/DY 0 < mрс < 1

Отношение прироста сбережений к приросту дохода Кейнс назвал «предельной склонностью к сбережению» («marginal propensity to save» - mps):

mps = DS/DY 0 < mps < 1

(Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные).

Очевидно, что сумма mрс и mps равна 1.

mрс + mps = DC/DY + DS/DY = (DC + DS) /DY = DY/DY = 1

Величины mрс и mps для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Предположим, что экономические агенты тратят на потребление 80% прироста своего дохода, а 20% сберегают. Это означает, что mрс = 0.8, а mps = 0.2.

Когда государство увеличивает свои закупки на $100, то этим оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный $100, из которого $80 он потратит на увеличение потребления и $20 на увеличение сбережений. Потратив $80, он создаст дополнительный доход другому агенту, из которого последний $64 (80 × 0.8 = 64) потратит на увеличение потребления и $16 (80 × 0.2=16) на прирост сбережений. Полученные $64 дополнительного дохода продавец также потратит на дополнительные потребление ($51.2) и сбережения ($12.8). Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам и может быть представлен в виде пирамиды:

DY1 DG = 100