Кредитно-денежное регулирование экономики.
Государство воздействует на национальный рынок путем проведения фискальной и монетарной политики, направленной на предотвращение кризисных явлений, безработицы и инфляции. Таким образом, равновесие на национальном рынке характеризуется полной занятостью и отсутствием инфляции. Инструментами равновесного регулирования являются кредитно-денежная и монетарная политика. Суть монетарной политики – в регулировании объема предложения денег для стабилизации национального рынка.
Главный субъект монетарной политики государства – центральный банк.
Центральный банк контролирует предложение денег, варьируя резервами коммерческих банков, выступающих источниками представления кредитов. При этом он реализует государственную монетарную политику тремя способами: 1) право операции на открытом рынке; 2) изменяя уровень резервной нормы; 3) определяя величину учетной ставки.
Операции на открытом рынке– наиболее важное средство контроля денежного предложения. Этот термин относится к покупке и продаже государственных облигаций федеральными резервными банками на открытом рынке, – то есть, к покупке и продаже облигаций, коммерческим банкам и населению в целом. Федеральные резервные банки скупают государственные облигации на открытом рынке. При этом коммерческие банки передают часть своих портфелей ценных бумаг федеральным резервным банкам, а федеральные резервные банки оплачивают эти ценные бумаги увеличением резервов коммерческих банков на сумму покупки. Самый важный аспект этой сделки состоит в том, что когда федеральные резервные банки покупают ценные бумаги у коммерческих банков, резервы, – а значит и способность к кредитованию коммерческих банков возрастает.
По сути, также выглядит процесс покупки государственных облигаций у населения. Последние передают свои ценные бумаги федеральному резервному банку, получая в порядке оплаты чеки, которые они вносят на свои соответствующие счета в коммерческие банки. Далее предъявляя эти счета банку к оплате, коммерческие банки тем самым увеличивают свои резервы на величину сделки. Таким образом, и здесь у коммерческих банков возрастает способность к кредитованию. При этом следует заметить, что покупка федеральными резервами банками облигаций приводит к расширению денежного предложения.
Центральный банк (а в США – федеральные резервные банки) продает государственные облигации коммерческому банку, который оплачивает их, выписывает чеки на свои вклады или резервы в центральном банке. Учитывая эти чеки, центральный банк уменьшает резервы коммерческого банка на сумму сделки. Результатом продажи государственных облигаций центральным банком в этом случае будет сокращение резервов и способности коммерческих банков к кредитованию. Аналогичный результат достигается и в случае продажи государственных облигаций населению. Покупая у центробанка государственные облигации, они выписывают чеки, которые снимают со своих счетов в коммерческих банках. Учитывая эти чеки, центральный банк понижает на соответствующую сумму резервы коммерческого банка, уменьшая, следовательно, его способность к кредитованию. Эффект сокращения предложения денег при продаже государственных облигаций центральным банком будет численно равен рассмотренному выше эффекту при их покупке, но противоположен по знаку. Уменьшение резервов коммерческих банков сокращает на эту величину сумму денег, направляемую на выдачу ссуд. Следовательно, предложение денег сократится в объеме, определенном как произведение уменьшения избыточных резервов на денежный мультипликатор.
Когда федеральные резервные банки решают покупать государственные облигации, спрос на них возрастает. Следовательно, цены государственных облигаций поднимутся, а их процентные ставки упадут. Возросшие цены и понизившиеся ставки процентные побуждают банки и владельцы государственных облигаций среди населения продавать их федеральным резервным банкам. И, наоборот, когда федеральные резервные банки решают продавать государственные облигации, дополнительное их предложение на рынке понижает цены на облигации и поднимает их процентные ставки. Тем самым повышается привлекательность для коммерческих банков и населения покупки государственных облигаций.
Как уже отмечалось, операциям на открытом рынке отводится ключевая роль среди способов осуществления государством монетарной политики. Это связано с тем, что центробанк способен продавать государственные облигации в любом количестве, быстро и непосредственно воздействуя на предложение денег.
Но имеется еще один механизм, посредством которого центральный банк может влиять на способность коммерческих банков к кредиту. Это изменение установленной резервной нормы.
1. Предположим, резервная норма возрастает с 20% (как в наших примерах) до 25%. Обязательные резервы возрастут с 4 тыс. до 5 тыс. долл. сжимая избыточные резервы с 1000 долл. до 0. Понятно, что рост резервной нормы увеличивает количество необходимых резервов, которые должны держать банки. Либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо же они сочтут резервы недостаточными, будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Что произойдет при снижении резервной нормы с 20% до 10%? В этом случае обязательные резервы понизятся с 4 тыс. до 2 тыс., а избыточные резервы увеличиваются с 1000 долл. до 3 тыс. долл. В результате способность к кредитованию отдельного банка возрастет с 1000 до 3 тыс. и способность банковской системы к созданию денег увеличится с 5 тыс. до 30 тыс.(3х10 – мультипликатор). Поэтому можно сделать вывод, что понижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и тем самым увеличивает возможность банков создавать новые деньги путем кредитования.
Таким образом, изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к созданию денег двумя путями:
1.1. Она влияет на размер избыточных резервов.
1.2. Она изменяет размер денежного мультипликатора.
Монетарная политика центрального банка в первом из двух описанных случаев носит рестриктивный (меньше денег), а во втором – экспансионистский характер. Но следует отметить, что изменение резервной нормы применяется лишь в крайних случаях. Дело в том, что даже при незначительных колебаниях этой нормы происходят существенные перемены в размерах предложения денег.
К способам осуществления монетарной политики относится и установление величины учетной ставки. То есть, процента, под который центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам, имеющим твердое финансовое положение, но временно испытывающим потребность в получении дополнительных средств. Выдавая кредиты, центральный банк устанавливает контроль за деятельностью коммерческих банков, выявляет причины, приведшие к получению ссуд, и способствует устранению этих причин.
Получая у центрального банка ссуду, коммерческий банк передает ему долговое обязательство, обеспеченное государственными облигациями. Данная ссуда увеличивает резервы коммерческого банка. При этом, поскольку для поддержания не требуется обязательных резервов, все новые резервы, полученные в результате займа у центробанка, пополняют резервы избыточные, расширяя тем самым возможность кредитования. Поэтому когда центральный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. И напротив, повышая учетную ставку, центральный банк подавляет стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов, а значит, - и предложение денег.
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и снижением цен. Руководящие кредитно-денежные учреждения принимают решение о необходимости увеличения предложения денег для стимулирования совокупных расходов, с тем, чтобы способствовать поглощению свободных ресурсов. Что для этого необходимо предпринять?
1. Совет управляющих дает команду федеральным резервным банкам покупать ценные бумаги на открытом рынке. Эта покупка облигаций будет оплачена увеличением резервов коммерческих банков.
2. Должна быть понижена резервная норма, что автоматически переводит необходимые резервы в избыточные и увеличивает размер денежного мультипликатора.
3. Учетная ставка должна быть уменьшена, с тем, чтобы побудить коммерческие банки к увеличению своих резервов посредством заимствования у федеральных резервных банков.
Такой набор политических решений называется политикой дешевых денег. В ее задачи входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Предположим теперь, что излишние расходы толкают экономику к инфляционной спирали. (В общем, как в Украине). При этом необходимо понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Ключ к решению этой проблемы – понижение резервов коммерческих банков. Как это делается?
1. Федеральные резервные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать – снизить резервы коммерческих банков.
2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у федеральных резервных банков. Такой подход получил соответственно название политики дорогих денег. Ее цель – ограничение предложения денег, для того чтобы понизитьрасходы и сдержатьинфляционное давление.
Еще раз повторю, что среди трех видов денежного контроля наиболее важным регулирующим механизмом являются, конечно, операции на открытом рынке.
Если национальная экономика столкнулась с ростом безработицы при уровне экономической активности Y1, в этом случае центральному банку необходимо прибегнуть к политике дешевых денег, т.е. увеличению их предложения для стимулирования расходов. Для этого необходимы следующие действия:
1. Покупка государственных ценных бумаг у коммерческих банков и у населения, ведущая к росту резервов и способности банков к кредитованию;
2. Понижение резервной нормы, обусловливающее уменьшение обязательных и увеличение избыточных резервов коммерческих банков;
3. Уменьшение учетной ставки, что служит фактором поощрения банков к получению ссуд.
Подобный набор решений делает кредит дешевым и легкодоступным, способствует росту предложения денег, а значит, увеличивает объем совокупных расходов.
Если же национальная экономика, напротив, сталкивается и инфляцией, центральный банк прибегнет к политике дорогих денег, т.е. к сжатию их предложения и тем самым – к сокращению совокупных расходов. В этой ситуации центробанк предпринимает противоположную по отношению к политике дешевых денег комбинацию действий. Они включают:
1) продажу государственных облигаций коммерческим банкам и населению, что ведет к сокращению резервов и способности коммерческих банков к кредитованию;
2) повышение резервной нормы, ведущее к росту обязательных и сокращению избыточных резервов у коммерческих банков;
3) поднятие учетной ставки, подавляющее у этих банков стимулы к получению ссуд.
Для любой национальной экономики наряду с поддержанием внутреннего равновесия исключительно важна задача достижения баланса между экспортом и импортом, т.е. торгового баланса. Предположим, что для данной страны характерно существенное превышение импорта над экспортом в условиях массовой безработицы и спада производства. В подобных обстоятельствах государство, естественно, попытается уменьшить дефицит торгового баланса и будет вынуждено проводить политику дешевых денег. Совместимы ли эти действия государства? Ответ – да. Политика дешевых денег понижает ставку процента внутри страны и уменьшает приток иностранного капитала. В результате уменьшается спрос на национальную валюту и ее курс по отношению к валютам других стран падает, что, в свою очередь, ведет к расширению экспорта и улучшению торгового баланса. Следовательно, политика дешевых денег согласуется с политикой достижения торгового баланса.
Допустим теперь, что для данной страны характерно существенное превышение импорта над экспортом в условиях инфляции. (Примерно, как у нас). Тогда государство вынуждено проводить политику дорогих денег и сокращать дефицит торгового баланса. Совместимы ли эти действия государства? Политика дорогих денег повышает ставку процента внутри страны и стимулирует приток иностранных инвестиций. Это увеличивает спрос на национальную валюту и повышает ее курс по отношению к другим валютам, что ведет к сужению экспорта и ухудшению торгового баланса. Таким образом, политика дорогих денег приходит в противоречие с линией на достижение торгового баланса.