Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов

Воздействие бюджетного излишка на экономику. Инфляционные и неинфляционные способы финансирования бюджетного дефицита. Сеньораж. Эффект вытеснения. Проблемы увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Бюджетные дефициты и излишки. Встроенные стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты. Мультипликатор государственных расходов.

План

Тема 8. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Рекомендуемая учебная литература

1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Гл. 9.

2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Гл. 8, 14.

3.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Гл. 3, § 4—7; гл. 5; гл. 16, § 1-3.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Гл. 28.

5. Долан Э. Макроэкономика. Гл. 7.

6. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Гл. 18.

7. Линвуд Т. Гайгер. Макроэкономическая теория и переходная экономика. Гл. 5, 7.

8. Хейне П. Экономический образ мышления. Гл. 18, 19.

9. Эклунд К. Эффективная экономика. Гл. 6.

 

 

Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T.

Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут вне состояния полной занятости ресурсов (вследствие неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов государственного регулирования экономики: изменения величины государственных расходов G и налоговых отчислений в госбюджет Т.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика — меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов T или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе и в Украине.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (см. рис. 1), а равновесный объем производства возрастает от Y1 до Y2 на величину ΔY = ΔG x mg, где mg — мультипликатор государственных расходов.

Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на ΔG и увеличивают доход на ту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на величину bxΔG. Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2xΔG и т.д. Совокупный эффект равен:

первоначальное изменение расходов = ΔG;

первое изменение потребления = bxΔG;

второе изменение потребления = b2хΔС\

ΔY= ΔG(1 +b +b2+…)

Мультипликатор государственных расходов

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Величина мультипликатора государственных расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

Y= С + I + G— основное макроэкономическое тождество;

C= а + bY— потребительская функция.

Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

Y = a+bY+I+G => Y-bY = a+I+G => Y(1-b) = a+I+G.

, где

(a+I+G) — автономные расходы, независящие от величины дохода Y,

— мультипликатор, который показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу.

Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (MPC).

С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:

, где

— мультипликатор расходов в закрытой экономике;

t — предельная налоговая ставка.

Предельная налоговая ставка — соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

, где

t — предельная ставка налогообложения;

ΔT— прирост суммы вносимого налога;

ΔY— прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.

Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.

В открытой экономике величина мультипликатора госрасходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

, где

Y= С + I + G— основное макроэкономическое тождество;

C= а + bY— потребительская функция.

Xn=g-m'Y,— функция чистого экспорта.

, где

мультипликатор государственных расходов в открытой экономике;

m' — предельная склонность к импортированию.