Лекция 1. Что такое макроэкономика?

Задание НТП, как определяющий фактор развития современного МРТ

 

Есть несколько подходов в определении понятия «открытая экономика». По сути они близки, но различия позволяют получить более полное представление об изучаемом явлении:

1. Это экономика, интегрированная в систему мировых хозяйственных связей, при которых любой хозяйственный субъект вправе осуществлять экспорт и импорт товаров (услуг), финансовые сделки.

2. Это экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.
Типы открытой экономики:

1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента),

2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).
Критерий открытой экономики: Благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капиталовложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и микроэкономическом уровне)- главный критерий открытой экономики.
Преимущества открытой экономики:

Открытая экономика, т.е. национальная экономика с высокой степенью включенности в международные экономические отношения, способствует:

- углублению международной специализации и кооперирования производства;

- рациональному распределению ресурсов в зависимости от степени ее эффективности;

- распространению мирового опыта через систему МЭО;

- росту конкуренции между отечественными производителями, стимулируемому конкуренцией на мировом рынке.

 

 

Предметом макроэкономики является поведение экономики, рассматриваемой как единое целое. Если в микроэкономике мы рассматривали поведение отдельных фирм, потребителей, собственников факторов производства, то в макроэкономике мы абстрагируемся от отдельных субъектов и рассматриваем нечто общее. К примеру, рассматривая рынок товаров, мы не делим его на рынок компьютерной техники и рынок хлебобулочных изделий, а изучаем его как единое целое.

Такая высокая степень обобщения приводит к абстракции и не позволяет нам видеть некоторые детали, но также и дает большие преимущества, связанные с тем, что исследование результатов совместной экономической деятельности ставит в центр внимания такие явления, которые невозможно рассматривать с позиции отдельной фирмы или индивида. Это такие явления как темп инфляции, уровень безработицы, национальный доход, состояние государственного бюджета и торгового баланса, циклические периоды экономики – подъемы и кризисы. Действительно, отдельно взятая фирма при всем желании не может влиять, к примеру, на темп инфляции, и вышеназванные явления невозможно изучить с ее позиции.

Макроэкономика состоит из нескольких подразделов, которые и будут последовательно изучаться в данном курсе.

1. Теория инфляции. Уровень цен и обуславливающие его факторы. Понятие инфляции, виды инфляции, способы борьбы. Инфляция в России, антиинфляционная политика правительства в различные периоды.

2. Теория денег. Деньги, их структура и роль в экономике. Проблемы большого и малого количества денег в стране. Деньги как средство управления рыночной экономикой. Денежная масса, денежные потоки.

3. Теория занятости. Уровень безработицы, полная занятость, последствия высокого уровня безработицы. Причины, обуславливающие высокий уровень безработицы. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

4. Теория экономического роста. Определение экономического роста, его измерение в отдельной стране. Объективность спадов и подъемов в экономике. Последствия высоких темпов роста. Оценка факторов роста, стратегии роста.

5. Теория экономической политики. Воздействие государства на экономику страны. Бюджет, государственный долг, регулирование экономической деятельности.

6. Теория внешнеэкономических отношений. Воздействие иностранного сектора на национальную экономику. Международная торговля, торговые барьеры, протекционизм.

Основной инструмент изучения разного рода явлений – агрегирование. Это является особенностью макроэкономики, т. е. Мы не рассматриваем цену на отдельный вид товара, а берем агрегированный показатель: уровень цен или темп инфляции, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции. Вместо спроса на отдельные товары будем рассматривать агрегированный показатель совокупного спроса, а вместо предложения – агрегированный показатель совокупного предложения.

Во всей экономике мы выделяем 4 агрегированных субъекта:

1. Сектор домашних хозяйств

2. Предпринимательский сектор

3. Государственный сектор

4. Иностранный сектор