В институциональной теории рассматривается влияние на рынок информационной ассиметрии.

Табл. 10. Матрица потерь

Табл. 9. Матрица распределения прибыли

(млн. руб.)

Стратегия конку- Стра- рента тегия фирмы

Если принимающий решение оптимист, он выберет стратегию 1, так как она может принести максимальную прибыль – 17 млн. руб., если пессимист – стратегию 3, так как она дает наилучший из наихудших исходов (самую большую минимальную прибыль).

Есть вариант выбора, позволяющий свести к минимуму максимальные потери – минимаксный вариант. Для него составляется матрица потерь путем вычитания максимальных значений прибыли при каждом варианте стратегии конкурента из других значений.

(млн. руб.)

Стратегия конку- Стра- рента тегия фирмы

При этом будет выбран вариант 3, так как при нем потери при любых действиях конкурента на превысят 5 млн. руб.

Информационная ассиметрия 1-го типа – разная осведомленность участников сделки о ее объекте, 2-го типа – разная осведомленность фирм рынка о потенциальных партнерах, в связи с чем лицо, более осведомленное, получает преимущество. Информационная ассиметрия оказывает значительное влияние на рынок.

Типичный пример влияния ассиметрии 1-го типа – рынок подержанных автомобилей, на котором покупателю чрезвычайно сложно отличить машины с хорошим техническим состоянием от машин с плохим состоянием. Машины с хорошим состоянием в США называются «персиками», с плохим – «лимонами». Рассмотрим процесс влияния информационной ассиметрии на рынок подержанных автомобилей.

Первоначально рынок подержанных автомобилей является единым рынком и на нем устанавливается единая цена, т.е. цена, не учитывающая различий в техническом состоянии машин. В результате в лучшем положении оказываются владельцы «лимонов». Однако через некоторое время покупатели, обнаружив, что многие машины оказываются «лимонами», начинают отказываться платить за машины высокую цену. Цена снижается и с рынка уходят владельцы «персиков». Итогом влияния информационной ассиметрии является превращение единого рынка подержанных автомобилей в рынок «лимонов», т.е. сокращение объемов продаж и снижение цен.

Идеальным вариантом функционирования подобных рынков было бы их разделение на 2 рынка – рынок «персиков» и рынок «лимонов», на каждом из которых устанавливалась бы своя равновесная цена. Для этого государство должно создавать и поддерживать механизмы защиты продавцов и покупателей от информационной ассиметрии. Для борьбы с ассиметрией, например, на рынке подержанных автомобилей, может применяться обязательное предоставление автомобилей перед выставлением их на продажу на проверку независимой организации с выпиской сертификата, введение в договорах купли-продажи четкой гарантии качества автомобиля со стороны продавца, создание и упрощение механизма судебной защиты от низкого качества подержанных автомобилей.

Типичный пример влияния ассиметрии 2-го типа – ее влияние на рынок кредитов, выдаваемых по упрощенной системе, т.е. без залогов, гарантий и т.д. На данном рынке имеет большое значение знание платежеспособности заемщиков. Первоначально на таком рынке устанавливается равновесная ставка процента, которая лишь незначительно больше той, под которую выдаются кредиты, обеспеченные залогами, гарантиями и т.д. Однако в результате того, что кредиторы начинают все больше и больше сталкиваться с заемщиками-«лимонами», т.е. заемщиками, не возвращающими кредиты, часть кредиторов, не обладающих хорошим знанием клиентуры, уходит с рынка. В итоге предложение денег сокращается и на рынке образуется ростовщический процент.