Денежно-кредитная система и государственное регулирование экономики.

31.Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые обеспечивают непрерывность народнохозяйственного кругооборота, кругооборота доходов и расходов. Денежная масса (money stock) представляет собой совокупность наличных и безналичных платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в стране в определенный момент.

Ликвидность — способность быстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости (минимальными издержками). Деньги (монеты и бумажные деньги) являются наиболее ликвид­ными активами. Банковские депозиты до востребования также яв­ляются высоколиквидными активами, поскольку владелец может снять с них наличные деньги по первому требованию.

В России для измерения денежной массы используются следующие денежные агрегаты: МО, Ml, M2,M3.

Денежный агрегат МО — это наличные деньги (бумажные и металлические) в обращении. В России по сравнению со странами с развитыми рыночными отношениями велика доля наличных денег в общей денежной массе (доля М0 в М2 в 1997 г. в России составляла 35%).

Денежный агрегат Ml включает МО плюс деньги на текущих счетах населения и на расчетных счетах предприятий, счетах до востребования в банках, дорожные чеки. Под деньгами в узком смысле подразумевается агрегат Ml, с помощью которого производится большинство операций обмена.

Денежный агрегат М2 включает Ml плюс деньги на срочных и в сберегательных счетах в коммерческих банках, депозиты в специализированных финансовых учреждениях и некоторые другие активы. Денежные средства, входящие в данный агрегат, не могут не­посредственно переводиться от одного лица к другому и использо­ваться для совершения сделок. Они выполняют главным образом функцию средства накопления. Денежный агрегат М2 — это деньги в широком смысле слова. Он наиболее часто используется макро­экономического анализа.

Денежный агрегат МЗ является наиболее крупным. Он включает агрегат М2 плюс крупные срочные депозиты, соглашения о покупке ценных бумаг с обратным выкупом по обусловленной цене, депозитные сертификаты банков, государственные (казначейские) облигации, коммерческие бумаги и др. В данный агрегат включают­ся государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ).

В некоторых зарубежных странах (например, в США) в качестве наиболее крупного денежного агрегата используется агрегат L.

Компоненты денежной массы отражаются в пассиве консолидированного баланса банковской системы, которая состоит из Центрального банка и сети коммерческих банков. Динамика денежных агрегатов сильно зависит от динамики процентной ставки. При по­вышении процентной ставки агрегаты М2 и МЗ, включающие активы, приносящие доход в виде процента, будут расти быстрее агрегата М1.

Для финансовой стабильности в стране наиболее предпочтительными являются стабильность процентной ставки и равномерная динамика денежной массы, адекватная реальным потребностям экономики.

32. Уровень инвестиций оказывает существенное влияние на объемы национального производства и темпы его роста. Строительство новых предприятий, возведение жилых домов, прокладка дорог, следовательно, и создание новых рабочих мест зависят от процесса инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиции в основные фонды предприятий — это расходы фирм на здания, сооружения, машины и оборудование, которые приобретаются ими для использования в своей производственной дея­тельности. Такие инвестиции, как уже отмечалось, осуществляют­ся с целью расширения объема применяемого капитала или вос­становления изношенного капитала

Инвестиции в запасы — это те товары, которые откладываются фирмами для хранения, включая сырье и материалы, незавершен­ное производство и готовые изделия. Запасы создаются фирмами с различными целями. Важнейшей из них является сглаживание ко­лебаний объема производства при временных взлетах и падениях объема продаж. Когда объем продаж высок, фирмы производят меньше, чем продают, уменьшая свои запасы.

Инвестиции в жилищное строительство — расходы домохозяйств на приобретение вновь построенных домов или квартир для последующего проживания или для последующей сдачи в аренду.

Основная часть инвестиций осуществляется за счет заемных средств. Источником их финансирования являются сбережения домохозяйств. Платой за привлечение единицы заемных средств (издержками заимствования) является процентная ставка.

По объекту инвестирования:

Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):

в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции.

Капитальный ремонт основных фондов.

Вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.

Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):

ценные бумаги, в том числе через ПИФы

предоставленные кредиты

лизинг (для лизингодателя)

Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):

валюты

драгоценные металлы (в виде обезличенных металлических счетов)

По основным целям инвестирования:

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

По срокам вложения:

краткосрочные (до одного года)

среднесрочные (1-3 года)

долгосрочные (свыше 3-5 лет)

По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

частные

государственные

иностранные

смешанные

 

33. Кредит (лат. creditum — ссуда, долг) — сделка между экономическими субъектами по предоставлению денег или имущества в пользование на условиях возврата и уплаты процента. Формой реализации кредита выступает ссуда. Обычно под кредитом в узком смысле слова понимается движение ссудного капитала, осуществ­ляемое на условиях срочности, возвратности и платности. Плата за получаемую в ссуду определенную сумму денег является ценой ссу­ды и называется нормой процента.

Источниками кредита являются временно свободные денежные средства предприятий, учреждений и физических лиц. В качестве источника кредитных ресурсов могут выступать временно неиспользуемые денежные ресурсы из амортизационного фонда, оборотно­го капитала, фонда развития производства предприятий.

По сроку кредитования различают следующие виды кредита:

краткосрочный, при котором ссуда выдается на срок до 1 года;

среднесрочный со сроком от 2 до 5 лет;

долгосрочный — от 6 до 10 лет;

долгосрочный специальный —• от 20 до 40 лет.

По характеру предоставления кредит может быть межгосудар­ственный, государственный, банковский, коммерческий, потре­бительский, ипотечный.

 

34. Кредитная система — это совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, осуществляемых кредитно-финан­совыми институтами, которые создают, аккумулируют и предос­тавляют экономическим субъектам денежные средства в виде кре­дита на условиях срочности, платности и возвратности. Современная кредитная система государства складывается из банковской системы (Центральный банк и коммерческие банки) и совокупности так называемых специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается со­вокупность экономических мер по регулированию кредитно-денеж­ного обращения, направленных на обеспечение устойчивого эконо­мического роста путем воздействия на уровень и динамику производ­ства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.

Денежно-кредитная политика проводится главным образом Цен­тральным банком. Конечной целью проводимой Центральным бан­ком и государственными институтами денежно-кредитной полити­ки является организация стабильности денежного обращения, обес­печивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада — в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расхо­дов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляци­ей, — в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

35. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый уровень банковской системы РФ занимает Централь­ный банк Российской Федерации. Он является государственным уч­реждением и находится в исключительной федеральной собствен­ности. Основной целью деятельности Центрального банка является поддержка покупательной способности рубля через борьбу с инфля­цией, обеспечение стабильности кредитно-банковской системы, с издержками денежной эмиссии. Он выполняет следующие функции:

эмиссия национальных денежных знаков, организация их обра­щения и изъятия из обращения на территории РФ; регулирование величины предложения денег;

общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учрежде­ний страны и исполнением финансового законодательства;

предоставление кредитов коммерческим банкам в качестве кре­дитора в последней инстанции;

выпуск и погашение государственных ценных бумаг, управле­ние счетами правительства, расчетно-кассовое обслуживание госу­дарственных институтов и учреждений; осуществление зарубежных финансовых операций;

регулирование банковской ликвидности с помощью традици­онных методов воздействия на активы банков: политика учетных ставок на открытом рынке и обязательных резервов;

регламентация валютного обращения в стране и контроль за ва­лютными операциями экономических субъектов.

 

36. Второй уровень банковской системы — это разветвленная сеть коммерческих банков, предоставляющих широкий выбор кредитно-финансовых услуг: кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйствования; прием вкладов на выдачу кредитов; посредниче­ство в платежах; купля-продажа ценных бумаг; размещение госу­дарственных займов; управление по доверенности имуществом кли­ентов; консультации по финансово-кредитным вопросам. В каче­стве инвесторов коммерческие банки могут вкладывать деньги в облигации и другие ценные бумаги.

Банк — кредитно-денежный институт, занимающийся привлече­нием и размещением денежных ресурсов. Банки осуществляют ак­тивные и пассивные операции. С помощью пассивных операций банк мобилизует ресурсы, а с помощью активных осуществляет их раз­мещение.

Ресурсы банка формируются за счет собственных, привлечен­ных и эмитированных средств. К собственным средствам относится акционерный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль. Собственные средства составляют незначительную часть ресур­сов современного банка. Основная часть ресурсов банка привлекается в виде вкладов (депозитов), а также корреспондентских счетов.

Банковский процент является своеобразной ценой кредита. Его ве­личина зависит от соотношения спроса и предложения на денеж­ном рынке, а также степени риска, который несет кредитор, ссу­жая определенную денежную сумму должнику. В каждой кредитной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. По степени риска устанавливается размер той части процента, которая является как бы платой за риск. Риски различаются в зависимости от вида банков.

 

37. Экономическая структура любого общества не может функцио­нировать без нормально организованного потока денежных средств между государством и производственными структурами, государ­ством и различными слоями населения, между регионами и от­дельными государствами. Финансы — это система отношений по поводу рас­пределения и использования фондов денежных средств финансовых ресурсов через особые фонды и учреждения.

Реализуются финансовые связи через финансовую систему, ко­торая включает бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы госу­дарства, денежные фонды предприятий и фирм, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды.

Различают финансы хозяйствующих субъектов, населения, госу­дарства.

Государственные финансы формируют сложную структурную часть финансовой системы. Ведущим звеном финансов государства выс­тупает государственный бюджет доходов и расходов.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Это крупнейший централизованный денежный фонд, на­ходящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.

Через бюджетную систему реализуются распределительная и контрольная функции бюджета Распределительная функция предполагает концепцию формиро­вания денежных средств в государстве через различные каналы по­ступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. В некоторых странах эту функцию выполняет го­сударственное казначейство через свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирую­щих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществля­ют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государствен­ные казначейства, Центральный банк и другие органы.

К бюджету относятся также различные внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение.

Государственный долг — неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующем нарастании долговых последствий. Увеличивает государственный долг и необходимость выплаты его с процентами.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Внешний долг — задолженность гражданам и организациям иностранных государств.

38. Государственное вмешательство в экономику объективно необхо­димо для любого правительства независимо от того, является эконо­мика рыночной или командно-распределительной.

В условиях рынка государственное регулирование экономики представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям хозяйствования.

Среди целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безо­пасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уро­вень межгосударственных союзов национальной экономики, отдель­ных секторов и регионов, где возникают проблемы, не разреши­мые посредством рыночных регуляторов.

Различают следующие типы государственного регулирования:

полный государственный монополизм в управлении хозяйством;

различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов;

крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства.

Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, администра­тивные, экономические, прямые, косвенные.

Правовое регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм — производителей и по­требителей.

Административное регулирование, включают меры по регулиро­ванию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д.

Экономические методы предполагают воздействие на характер ры­ночных связей и расширение рыночного поля в рамках националь­ного образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов эко­номического роста.

39. Концепция социального государства,согласно которой оно несет ответственность за обеспечение достойных условий жизни для его граждан. В основу системы управления его экономикой положены следующие принципы:

признание определяющей роли свободных рыночных отношений, в меру необходимости регулируемых государством;

признание ответственности государства за создание и поддержание условий для эффективной экономической деятельности и разумных распределительных отношений, учитывающих интересы широких слоев населения;

поддержка слабозащищенных категорий населения за счет трудоспособных лиц;

участие работников в управлении производством и прежде всего в формировании справедливых условий оплаты труда.

Масштабы средств, выделяемых государством на решение соци­альных задач, конкретное наполнение социальных программ в каж­дой стране определяются исходя из финансовых возможностей, итогов политической борьбы населения через систему выборов или профсоюзы за обеспечение своих социальных прав и повышение уровня жизни, а также сложившихся традиций в решении соци­альных проблем.

Важный рычаг перераспределения доходов населения — налоговая система государства. В социально ориентированной экономике значительны масштабы перераспределения личных доходов высокодоходных групп населения в пользу малообеспеченных. Если первичное распределение осуществляется на уровне микроэкономики и связано с факторами производства (заработная плата, процент, рента, прибыль), то через систему налогов государство производит вторичное перераспределение доходов в целях некоторого вырав­нивания уровня жизни людей.

Однако, как свидетельствует мировой опыт, гораздо более су­щественное воздействие на выравнивание доходов и уровня жизни в результате перераспределения оказывает не дифференциация налогов, а социальные выплаты.Значение социальной помощи как фактора уменьшения неравномерности в распределении доходов возрастает в группах населения с низкими доходами.

40. Налог — это принудительно изымаемые государством или местны­ми властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. Эти сборы произво­дятся на основе государственного законодательства.

Первый денежный налог на граж­дан был введен в Римской империи во II в. н.э.

По мере развития обмена и экономической цивилизации де­нежные налоги вытесняют другие виды платежей, в том числе на­туральный, и становятся господствующими.

В современных условиях налоги выполняют две основные функ­ции: фискальную и экономическую. Фискальная функция является основной. Используя ее, государство формирует денежные фонды. Экономическая функция предполагает использование налогов в ка­честве инструмента перераспределения национального дохода, за­интересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и ус­луг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влия­ние на реальный процесс производства и инвестирования капи­тальных вложений.

Взимание налогов основывается на использовании различных ставок налогов.

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на едини­цу обложения независимо от размера дохода (тонну, штуку, партию товара, услугу и т.д.).

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают прогрессивное повышение ставки налога по мере возрастания дохода Этот вид ставок служит инструментом изъятия средств у лиц, получающих большие доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение налога по мере роста дохода. Эти ставки наиболее выгодны лицам, обладающим большими доходами, и наиболее обременительны для физических и юридических лиц, обладающих незначительными доходами.

По платежеспособности и методу взимания налоги бывают прямые и косвенные.

Прямые налоги непосредственно уплачиваются конкретным пла­тельщиком. Как правило, они прямо пропорциональны платеже­способности.

Косвенные налоги — это обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги. Значительную часть их образуют акцизы.

По использованию налоги подразделяются на общие, поступаю­щие в общую доходную часть бюджета, и специальные (целевые). Они используются строго на определенные цели. Это налоги, на­пример, на продажу бензина, топлива, смазочных масел и др.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на федеральные и местные.